Краткий рекап статьи О фотографе Владиславе Висневском
-) Висневский Владислав Мартинович | (1901?) 1902 - 1915
1902 - 1903 – ул. Шоссейная
1903 - 1904 – 1) ул. Шоссейная 2) ул. Медовая
1905 - 1911 – 1) Брестъ-Литовскъ, Медовая ул. собст. домъ и 2) Бела Седл. губ. Брестская ул.
1911 - 1915 – ул. Медовая
Литография:
... до 1903 года – «М.Елленбанд, Варшава», «M.Ellenband, Warszawa».
с 1904 по 1908 – не указан литограф.
с 1908 по 1915 – «Лит. I. Покорный Либава», «J. Покорный Либава».
(Фабрика Покорнго в Либаве – с 1904 года)
После смерти Иосифа Покорного (июнь 1914 года), заказы фотографических бланков из Либавы для В. Висневского осуществлялись вплоть до августа 1915 года.
(Шоссейная, напротив Русской церкви, имеется ввиду Симеоновский собор в Брест-Литовске на ул. Шоссейной)
2) «Photographie Arttistique V. Visnievski Brest-Litovsk rue de la Сhaussee».
3) два вида бланков с разными адресами: «...rue Szosejna» и «...rue Miodowa»»
4) два в одном – «Photographie Artistique W.Wisniewski a Brest-Litowsk au coin de la rue Chaussenaja et Medowaja».
Французский период, 1902 - 1903:
а) на обратной стороне бланка больше не указывается фотосалон по ул. Шоссейной, значится только фотостудия по ул. Медовой.
б) на новых паспарту и фотографических бланках название фотоателье В.Висневского на русском языке «Фот. В.Висневского въ Брестъ-Литъ.».
***
чуть позже (с 1905-го?):на бланках адрес на русском языке «Вл. Висневский Брестъ Лит. ул. Медовая» и появился набор из трёх "медалей". (где примеры?)
***
В.Висневский на улице Медовой купил двухэтажный дом, на первом этаже которого была расположена его фотостудия. Или, возможно, построил себе дом.
Изменение в адресе - "Медовая, д. собств."
Русский период: дизайн паспарту и обороток в динамике 1904 - 1908 (?):
***
где-то в то же время, т.е около 1906 -1907:Адрес на паспарту на двух языках: на русском, и на польском
(вопрос – только на паспарту или на бланках тоже?)
Хотя позднее автор сообщает:
"Ближе к 1915-му последнее изменение в написании адреса: указывалось теперь все вместе на русском и польском языках".
***
и еще чуть позже (с 1907-го?):Открыл второе фотоателье в городе Бела, Седлецкой губернии
Адреса на оборотках:
1) на польском языке: «Zaklad fotograficzny W.Wisniewskiego Brzesc-Litewski ul.Miodowa dom wlasny i Biala Siedlecka, ul. Brzeska» (нет образцов)
1) на польском языке: «Zaklad fotograficzny W.Wisniewskiego Brzesc-Litewski ul.Miodowa dom wlasny i Biala Siedlecka, ul. Brzeska» (нет образцов)
2) на русском: «Фотография В.Висневскаго Брестъ-Литовскъ Медовая ул. собст. домъ и Бела Седл. губ. Брестская ул.»
(Это отдельные бланки, один на польском а другом на русском? А если совместный, то где пример?
***
1908: Формат "открытка", автограф «Снимался 21 августа 1908 г. гор. Брест-Лит. Гродн. губ. Фот. Висневскаго» (пример?)
***
с 1911-гоНа фотографических бланках не указан адрес в городе Бела.
Адрес на паспарту и оборотках:
1) на русском языке: «Фотография В.Висневскаго Брестъ-Литовскъ Медовая ул.»
1912 . Брестъ-Литовскъ, Гродненской губ., фот. В. Висневский
2) на польском языке: «Fotografja W.Wisniewskiego Brzesc-Litewski ul.Miodowa dom wlasny».
1913, Portret księdza Pawła Staniensza Fotografia na kartoniku firmowym, Atelier H Wiśniewskiego Brześć Litewski
***
[ca] 1915:
Последнее изменение в написании адреса:
указывалось теперь все вместе на русском и польском языках:
«Фотография В.Висневскаго Брестъ-Литовскъ Медовая ул. соб. д. - Fotografja W.Wisniewskiego Brzesc-Litewski ul.Miodowa dom wlasny».
(пример?)
(пример?)
***
Последний автограф: [Июнь 1915]
***
Это хорошая идея:
1) Берем массив снимков дореволюционного фотографа
2) Располагаем их на временной шкале, руководствуясь автографами, биографическими сведениями, здравым смыслом и интуицией.
3) Анализируем изменения в дизайне паспарту и бланков и состав производителей-литографов.
4) ?
5) Двойной профит. Во-первых мы имеем полный гайд по данному конкретному фотографу, и теоретически это сводит датировку его снимков к двум кликам мыши. Во-вторых, выявленные тенденции эволюции паспарту вполне можно применить ко всем фотографам данного населенного пункта и, с некоторым опасением, ко всему региону. Губернии.
А практически, как показывает даже данный рекап Висневского, нужна все-таки некоторая система, иначе бардак. Слишком много вариаций паспарту, слишком мало конкретных определенных дат. И примеры в HiRes, не в куче отсканированные, а синглы – паспарту и оборот с внятным дескриптором.
И начинать нужно с начала и поменьше поэзии.
Вот что это за "фотоателье открылось на рубеже XIX и XX веков"? А конкретнее? В справочнике "Вся Россия" за 1900 год Висневского нет, В справочнике "Вся Россия" за 1902 год – есть, дата открытия – 1900 - 1902 гг.
"По ул. Шоссейной". А еще конкретней? На паспарту же написано – "rue Szosejna vis a vis de1'eglise Russe". Напротив некоей Русской церкви. Сколько в Бресте на улице Шоссейной в 1900-м году было церквей? Преполагаю, что одна – Симеоновский собор. А домов напротив него? Ну, один-два-три, как бы нет проблем установить какой именно.
А было ли там до Висневского фотоателье? А после? Выяснив это, получаем точные даты, а не "позднее" и "еще позднее".
Например, смотрим список фотоателье Гродненской губернии и Брест-Литовска в частности. Фотозаведений на улицах Шоссейной и Медовой в интересующий период времени было не так уж много (восемь, если точно), вполне можно установить кто там за кем там следовал.
Ну, т.д.
В общем, есть что доработать.
Полные цитаты:
0)
Предполагаю, что одна из первых его фотостудий появилась по ул. Шоссейной (ныне проспект Машерова) на рубеже XIX и XX веков,
В справочнике "Вся Россия" за 1900 год Висневского нет, В справочнике "Вся Россия" за 1902 год – есть, так что да, дата открытия – 1900 - 1902 гг.
1)
Одно из первых названий фотосалона В.Висневского – «Atelier Photographique W.Wisniewski a Brest-Litowsk rue Szosejna», а через некоторое время – «Photographie Arttistique V.Visnievski Brest-Litovsk rue de la Сhaussee».
2)
Помимо уже имевшегося у него фотоателье на улице Шоссейной он открыл еще фотосалон на улице Медовой (ныне ул. Карла Маркса), и на бланках В.Висневского появилась новая надпись «Photographie Arttistique V.Visnievski Brest-Litovsk rue Miodowa».
3)
С целью экономии денежных средств и практичности господин В.Висневский упразднил выдачу фотографии с указанием адреса по отдельности своих фотостудий, на смену двум пришла одна надпись на бланке: «Photographie Artistique W.Wisniewski a Brest-Litowsk au coin de la rue Chaussenaja et Medowaja».
С начала своей фотографической деятельности примерно до 1903 года фотограф В.Висневский получал из Варшавы от господина М. Елленбанда необходимые по размеру для своих фотографий бланки. На его бланках по разному указывалось имя издателя – как на русском языке «М.Елленбанд, Варшава», так и на польском «M.Ellenband, Warszawa».
Литограф М. Елленбанд жил и работал в г. Варшаве по адресу: Краковское предместье, № 40. Его фирма, в которой была литографическая мастерская, существовала с 1881 по 1903 годы. Он также имел склад фотографических материалов и принадлежностей, фабрику фотофонов и фотографических бланков, фабрику аппаратов для быстрого копирования c польским названием “Blyskawica” (на русский язык пер. «Молния»). Когда в 1903 году прекратила свое существование фирма М. Елленбанда, примерно с 1904 по 1908 годы на фотографических бланках В.Висневского уже не указан поставщик. Примерно с 1908 года поставки приходили уже из Лифляндской губернии из города Либава (ныне латвийский портовый город Лиепая), из литографической мастерской, изготовлявшей бланки для фотографов, а точнее, со складов фотографических принадлежностей господина Иосифа Покорного. На фотографических бланках для В.Висневского имя издателя указывалось на русском языке «Лит. I.Покорный Либава» и «J.Покорный Либава».
Zaklad fotograficzny W. Wisniewskiego ul. Miodowa w Brzesciu-Lit. Лит. И. Покорнаго
Литограф и коммерсант Иосиф Иосифович Покорный (1862 - 1914, похоронен в Одессе) был австрийским подданным, однако бизнес свой развивал в Российской империи. Его мастерские, магазины и склады фотографических принадлежностей находились в Москве, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Либаве. Ему также принадлежало производство: фотографических пластинок "Ирис" в Москве, бристольского картона и фотографических бланков в Либаве (с 1904 года), венских паспарту, альбомов, художественных виньеток и др. бумажных изделий в Москве.
После смерти Иосифа Покорного (умер 20 июня 1914 года), заказы фотографических бланков из Либавы для В.Висневского осуществлялись вплоть до августа 1915 года.
5)
1) паспарту (полск) ; 2) оборотка – «Photographie Artistique W.Wisniewski a Brest-Litowsk au coin de la rue Chaussenaja et Medowaja» ; 3) паспарту – рус. и полск.
Прослеживая по фотографиям судьбу фотографа В.М.Висневского, можно увидеть, что примерно с 1904 года уже не указывается на обратной стороне бланка фотосалон по ул. Шоссейной, а значится только фотостудия по ул. Медовой. Теперь на новых фотографических бланках с внешней и обратной сторон было указано название фотоателье В.Висневского оттиском штемпеля (порой называют «мастичная печать») на русском языке «Фот. В.Висневского въ Брестъ-Литъ.». Через небольшое время на бланках В.Висневского появился новый литографический отпечаток на русском языке «Вл. Висневский Брестъ Лит. ул. Медовая». На этих бланках появился набор из трёх "медалей", которых и медалями-то назвать нельзя - это не награды фотографа, а изображения изобретателей фотографии, написанные их имена на французском языке: Даггера (Dagurre), Ньепса (Niepce) и Тальбота (Talbot).
Через некоторое время господин В.Висневский на улице Медовой купил двухэтажный дом (возможно, для него построили), где на первом этаже была расположена его фотостудия. ... польские корни... на фотографических бланках ... свое имя не только на русском языке, но и на польском, при этом французские надписи больше никогда не употреблялись.
7)
Бела
Свою новую фотостудию он открыл в ... уездном городе Бела (ныне польский город Бяла-Подляска) Седлецкой губернии. Теперь на фотографических бланках указывался адрес на польском языке «Zaklad fotograficzny W.Wisniewskiego Brzesc-Litewski ul.Miodowa dom wlasny i Biala Siedlecka, ul. Brzeska» (или писали Breska) и на русском «Фотография В.Висневскаго Брестъ-Литовскъ Медовая ул. собст. домъ и Бела Седл. губ. Брестская ул.»
1) Photographie Arttistique V.Visnievski Brest-Litovsk rue de la Сhaussee»
2) «Фотография В.Висневскаго Брестъ-Литовскъ Медовая ул. собст. домъ и Бела Седл. губ. Брестская ул.»
3) Atelier Photografique W. Wisniewski a Brest-Litowsk rue Szosejna vis a vis de1'eglise Russe
8)
Ближе к 1911 году на студийных фотографиях В.Висневского уже не указан адрес в городе Бела.
На фотографических бланках отдельно появились новые данные владельца фотостудии: на русском языке указывалось «Фотография В.Висневскаго Брестъ-Литовскъ Медовая ул.» и на польском языке «Fotografja W.Wisniewskiego Brzesc-Litewski ul.Miodowa dom wlasny».
9)
Фотограф Владислав Висневский для продвижения своего бизнеса не жалел денег на рекламу. Так, в календаре-справочнике города Брест-Литовска на 1913 год указана реклама фотостудии В.Висневского, написанная как на русском, так и на польском языках. Вот как писалось на русском языке: «Фотография Владислава Висневского в Брест-Лит., по Медовой ул. Принимаются заказы на все фотографические работы, а также принимаются для оправы в раме: картины, портреты и т.п. Большой выбор для рам».
--
Если говорить о рекламе, то, по просьбе владельцев фотографических студий, она была указана на внешней и обратной стороне бланка для фотографий. Особенно красочно смотрелось на обратной стороне. В литографических мастерских по заказу заказчика изображения были различными, в обрамлении в названии фотостудии владельца с указанием его адреса изображались необычайные цветы с листвой, фигурки ангелов, античных девушек, различные орнаменты, художественные мольберты, изображении фотокамер и т.д. По цвету вышеуказанные изображения с надписями были разными. В основном преобладали сепия (светло-коричневый), серый с оттенком голубого и светло-зеленый, на фоне бежевого, светло-серого и серого цвета бланка. На фотографических бланках В.Висневского с внешней стороны можно увидеть разные цвета его имени. На фоне серого цвета бланка под фотографией имя В.Висневского указывалась белым или черным цветом, а на фоне бежевого имя указано позолотой. Окантовка фотографических бланков В.Висневского встречается иногда белого цвета, но больше преобладает позолотой.
10)
Последнее изменение в написании адреса В.М.Висневского на фотографиях стала появляться ближе к 1915 году, указывалось теперь все вместе на русском и польском языках «Фотография В.Висневскаго Брестъ-Литовскъ Медовая ул. соб. д. - Fotografja W.Wisniewskiego Brzesc-Litewski ul.Miodowa dom wlasny». В моей коллекции есть студийная фотография господина В.М.Висневского, где написано карандашом владельца снимка «Июнь 1915», для меня это означает, что фотограф В.М.Висневский по сути до последнего находился в Брест-Литовске, пока сюда не вошли полчища военных Германской императорской армии и Австро-Венгерской императорской армии в период Первой Мировой войны в ночь с 12 на 13 августа (по старому стилю) 1915 года.
---> формат "открытка"
Примерно c 1908 года в некоторых студийных фотоателье Брест-Литовска стали появляться фотографии, выполненные на фотобумаге размером 14х9 см. На обратной стороне фотобумаги была нанесена разметка для указания адресата, это давало возможность написать и послать ее в отрытом виде заверенной почтовой маркой кому угодно. Все это делалось это для удешевлении самой фотографии, доступности любому простому человеку сфотографироваться, а также выслать по почте, в то время как фотографии еще старого стиля «визит-портрет» и «кабинет-портрет» выслать можно было, только положив саму фотографию в конверт.
В моей коллекции имеется фотография на фотобумаге студии В.М.Висневского, на ней изображены два студента, одного звали Феофан Феофанович Заранкевич, а второго Борис Николаевич Гораин. Кто-то из них сделал на обратной стороне запись: «Снимался 21 августа 1908 г. гор. Брест-Лит. Гродн. губ. Фот. Висневскаго». Для меня очевидно, что фотограф В.Висневский не особо тоже сумел внедрить новинку в свое дело, так как больше я нигде не видел фотографии его студии на фотобумаге.
В доме Розеса
Брест-Литовск, ул. Шоссейная, дом Розеса (слева). Видны вывески фотоателье Стамлера и магазина Розеса.
В календаре-справочнике города Брест-Литовска за 1913 года...наряду с депутатом В.Висневским указан в справочнике депутат Ария-Лейб Беркович Варгафтиг, являвшийся владельцем книжного и писчебумажного магазина, а также он был еще комиссионером Брест-Литовских гимназий и других учебных заведений. Его магазин находился по ул. Шоссейной (ныне проспект Машерова) в доме, владельцем которого был Д.Г.Розес. Хочу отметить, что соседом его был в этом доме известный фотограф Брест-Литовска Абрам Лазаревич Стамлер, который также арендовал помещение для своей фотостудии. Есть почтовая открытка издательства А.Б.Варгафтига, где видно здание Д.Г.Розеса с вывесками фотостудии А.Б.Стамлера и самого издателя почтовых открыток.
Фото действительного статского советника военно-медицинской службы. Мастерская Висневского, Брест-Литовск, 1900-1910-е гг. Размер 144х106 мм. Офицер изображен в сюртуке со знаками орденов Св. Владимира 3 степени и 4-й степени с мечами (за военные заслуги), Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 1 и 3-й степеней с мечами (за военные заслуги), греческого Спасителя 3-й степени, персидского Льва и Солнца 2-й степени, звездами орденов Св. Станислава, персидского Льва и Солнца, Благородной Бухары, медалями, а также знаком военных врачей, удостоенных степени доктора.
Фото того же самого действительного статского советника военно-медицинской службы. Фотоателье Стамлера.
Приказом военного коменданта города с 13 февраля 1919 года В.Висневского назначают бургомистром (городским головой), в помощь в работе ему были приданы шесть заседателей. На момент назначения В.Висневскому было полных 44 года.
... после подписания 3 марта 1918 года Брестского мирного договора между военно-политическим блоком государств Центральных держав (Германская империя, Австро-Венгерская империя, Османская империя и Болгарское царство), Украинской Народной Республики и с Советской Россией, город перешел формально под юрисдикцию Украины и стал называться по украински Брест-Литовьск (к украинской территории частично отошла часть нынешней Брестской области с городами Каменец-Литовск, Пружаны, Пинск и др.), правда с нахождением в нем германских и австро-венгерских воинских подразделений. Хочу еще заметить, что договор о демаркации границ между УНР и Советской Россией на переговорах подписаны не были. После поражения в Первой мировой войне блока Центральных держав в ноябре 1918 года, Брестский договор был аннулирован Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Российской Советской Республики (это высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти с октября 1917 по июль 1918 годы). Исходя из этого украинский город Брест-Литовск по сути стал городом Советской Росиии, которая являлась правопреемницей Российской империи. Только после советско-польской войны (порой ее называют русско-польской или польско-большевитской) 1919-1921 г.г., и последующим подписанием в марте 1921 года Рижского мирного договора город Brześc-Litewski и Западная часть Белоруссии законно стала территорией Польской Республикой.
Отаке. Брест-Литовськ наш?
Пробыл В.Висневский на должности бургомистра до 13 ноября 1919 года.
Вне фотографии
Наряду с фотографами еще со времен русского Брест-Литовска, такими как Арон Цукерман и Матяс Заблуд, которые и дальше продолжали свою профессиональную деятельность при образовании нового польского государства, В.Висневский больше никогда не притронулся к прошлому делу. Это подтверждается тем, что на данный момент мне и моим коллегам по изучению брестских фотографий не приходилось ни разу встречать с периода с 1919 по 1933 годы фотографий, выполненных в фотостудии В.Висневского.
Дом по ул. Карла Маркса
Этот прекрасный двухэтажный жилой особняк до сих пор стоит по ул. Карла Маркса № 74, практически без каких-либо изменений, время и люди пощадили это замечательное строение.
В музее Брестской крепости есть интересная фотография, выполненная примерно в начале XX века, где фигурирует двухэтажный особняк господина В.М.Висневского. На входе здания, как видно, имелась вывеска с указанием фотосалона В.Висневского на двух языках, на русском «Фотография В.Виcневский» и на польском «Fotografja W.Wisniewski». В зимнее время в санях сидит офицер Русской императорской армии военный инженер крепости Брест-Литовск штабс-капитан Белинский Иван Осипович со своей супругой Зинаидой Петровной (дев. фам. Розанова). Вероятнее всего, их снимал сам фотограф В.М.Висневский на фоне собственного дома. (на КПДВ)
Добрый день!
ОтветитьУдалитьМожет Вы оставите свой моб. тел или эл. почту, тогда можно о чём-то поговорить…С уважением, брестчанин Александр Пащук
Паспарту. Словарь Брокгауза и Эфрона.
ОтветитьУдалить