Что не так со всеми справочниками о фотографах Российской Империи?
Рассмотрим на примере первой попавшейся фотографии. А попался нам "портрет И.Д. Рогаткина, фотоателье "Е.Гатовский. Минск."
А кто мы? А мы – простой генеалог-любитель, потомок этого самого И.Д. Рогаткина, нашли в семейном альбоме снимок дедушки, он к счастью подписан, собственно вопрос один и очень простой – когда снята эта фотография?
Чтобы определить дату съемки нам, очевидно, требуется какой-то справочник. Лучше, конечно, сайт, но гугл такого не находит, зато с ходу рекомендует справочник Попова, который, ух ты не только про всех-всех фотографов Российской Империи, но еще и онлайн доступен.
Открываем, читаем:
" ГАТОВСКИЙ 54-55 Е. Минск, у Захарьевской и Петропавловской ул., д. Гецова / Минск, уг. Захарьевской и Садовой ул., соб. дом №111. Владелец фотографии. Кабинетка лит. "Тальбот ", Вильна. Оттиск штемпеля: "Фотография Гатовского, Минск губ. уг. Захарьевской и Садовой ул. с. д. №111. Негативы сохран. ". Кабинетка, автограф "г. Венёв, Тульской губ., 18.03.25 ".И... Ничего не понятно. Слов много, дат нет, какой-то Венев Тульской губ. О чем это вообще?Наверное, это неправильный справочник, ищем дальше.
Находим – Величко, «Фотографы старого Минска». Открываем... точнее ищем где бы почитать онлайн, в сети нет, только купить, ох ты ж, ё, 100 долларов? Ищем лучше, находим какой-то партизанский скан, открываем, читаем:
Гатовский Евель. Основали свою студию и мещане братья Евель и Гешель Шебселевы (Шепшалевы) Гатовы (Гатовские). На паспарту их фото совместного периода значится: «Бр. Батовские».Гатовский Евель Шепшалев получил свидетельство № 4201/35 на работу фотографом в Минске в 1900 г. Студия находилась по улице Петропавловской, в доме Гецова (ныне Октябрьская площадь). Впоследствии заведение условно меняет место размещения. Теперь это уже дом Поляка, что отражается на паспарту, но это все то же помещение на углу Захарьевской и Петропавловской. Просто Поляк купил дом Гецова. С 1903 г. студия работает на улице Захарьевской в доме Смуся. Свидетельство для работы по этому адресу № 634/11. Позднее Евель Гатовский вместе с Меером Юрщиком открыли типографию на Богадельной улице, отказавшись от фотографического дела.
Ну, с ходу ответа на наш вопрос все еще нет. Напоминаем, нам про дату съемки хотелось бы узнать. Распечатываем скан, вооружаемся карандашом, вдумчиво читаем, оставляя пометки на полях.
Итак:
Основали свою студию и мещане братья Евель и Гешель.. Гатовы (Гатовские)
– мг, братья. Когда основали? Год какой?
На паспарту их фото совместного периода значится: «Бр. Гатовские».
– мг, в момент основания (когда?) Бр. Гатовские, а потом (когда?) – не братья.
Гатовский Евель получил свидетельство № 4201/35 на работу фотографом в Минске в 1900 г. Студия находилась по улице Петропавловской, в доме Гецова
– Как бы... ура? Гатовский Е., 1900 год! Хотя... А это он с братом? Или без брата? Т.е. в 1900 - уже "Гатовский Е." или все еще "«Бр. Гатовские»?
И работало фотоателье до... а, непонятно до когда, до какого-то неопределенного "позднее".
Позднее Евель Гатовский вместе с Меером Юрщиком открыли типографию на Богадельной улице, отказавшись от фотографического дела.Таким образом, дата съемки – от 1900-го и до... 1917?
В этот момент все зависит от того хватит ли у нас, у неопытного в атрибуции фотографий генеалога-любителя, смекалки правильно интерпретировать фразу
Впоследствии заведение условно меняет место размещения. Теперь это уже дом Поляка, что отражается на паспарту, но это все то же помещение на углу Захарьевской и Петропавловской. Просто Поляк купил дом Гецова. С 1903 г. студия работает на улице Захарьевской в доме Смуся. Свидетельство для работы по этому адресу № 634/11.и соотнести ее с адресом на обратной стороне фотографии.
Не факт.
Вот если если бы в тексте прямо было написано: на паспарту фотографий фотоателье Е. Гатовского:
1900-1903 – "Е. Гатовский / Минск, на углу Захарьевской и Петропавловской, дом Гецовабыло бы проще.
1903-1911 – "Е. Гатовский / Минск, Захарьевская, дом Смуся
Итого:
Фотография снята в период с 1900-го, по 1903 год.
И это абсолютно все, что мы хотели о данной фотографии узнать.
И вот вам две основных проблемы абсолютно всех справочников о фотографах на Российской империи:
1) Их нет. Точнее, они как бы есть, но их где-то нужно очень сложно и очень задорого покупать. Так что они и есть, и их нет. Они справочники Шредингера.
2) Они не о том.
Они все про фотографов, а не про фотографии. Фотографы – это люди. Фотографии – это фирмы. У фотографов – биографии, у фирм – логотипы, места и даты производства определенных моделей продукции.
Паспарту фотографии – это не фотограф, это продукция фотографической фирмы. И нам нужно узнать когда фотографическая фирма (например, "Е. Гатовский, Минск") производила продукции вот именно такого вида.
Мы открываем с трудом добытый справочник, а там – биография братьев Евеля и Гешеля Шебселевых (Шепшалевых) Гатовых (Гатовских),
Как бы сказать.. вот у вас в руках айфон, и вам нужно узнать его модель и дату производства. А вам советуют почитать биографию С.Джобса.
Да, это ответ, но не на наш вопрос.
Чистый (без биографических данных) справочник по фотографическим заведениям никто не будет создавать в виде книги. Этот коммерческий проект будет провальным. А по полноте - два существенных момента: сохранность архивных данных и желание "рыть". К добросовестным можно отнести три труда: по Москве, Архангельску и Смоленску.
ОтветитьУдалитьА справочник по фотографическим заведениям именно в виде книги - это в любом случае коммерчески очень сомнительный проект. По причине очень ограниченной целевой аудитории. На все постимперское пространство людей которым интересны "все фотографы чего-либо (уезд, губерния, страна) – хорошо если 300. Краеведы, историки и десяток акцентуированных любителей по 1-2 на каждую губернию бывш. РИ., при этом все они норовят не купить интересующую их книгу, а в библиотеке взять, при этом их еще и интересуют уезд-губерния-страна в области именно их интересов.
УдалитьТ.е. тираж справочника в любом случае вряд ли имеет смысл больше 500-та экземпляров, т.е. стоимость книги никак не может быть меньше 100 у.е., за которые его никто не купит и круг замкнулся.
А широкой публике, вот тем самым миллионам генеалогов справочник не нужен. Им нужна одна-две строчки из него, о чем собственно и пост.
А идеальным справочником является диссертация Ирисовой про Казань. Изучено все что можно, сухо и деловито изложено, добавить там почти что нечего. И автор счастлив, так как его профит был не в тираже.
А приближенным к идеалу, и при этом доступным публике справочником я бы назвал stereoscop. И он тоже не книга.
Извините, но - Идрисова. Во-первых это диссертация, во-вторых книга не отменяется.
ОтветитьУдалитьСтереоскоп же задумывался по другому поводу.
Идрисова, Римма Равефовна. Редакция изв. за опечатки.
УдалитьИ каков бы ни был повод для стереоскопа – пользоваться им удобно, потому что он и хорош и онлайн. И буквально юзер любой может его открыть и оценить – да, очень пригодился, нет, никак не помог.
Чтобы просто оценить "Как зарождалось фотодело, «Смоленск»" и десяток аналогичных "Фотографов N-ской губернии" нужно а) узнать как-то об их существовании б) отыскать место продажи (если они еще продаются, тиражи-то ничтожные) в) вздрогнуть от цены г) заложить последние портки, но купить д) прочитать и разочароваться, так как именно про того фотографа о котором нам и хотелось бы узнать – в книге ничего толкового не написано.