вторник, 22 октября 2019 г.

Величко: Фотографы и фотоателье Минска. Текст.


МИНСК. ОТКРЫТКИ И ФОТОГРАФИИ
Величко А. М., Величко А. А. Издательство: , 2014 /228 стр., формат 60х90/8, твердый переплет, тираж 400, мелованная бумага, цветные и черно-белые фотографии. Цена: 291,62 BYN (2 916 200,00 BYR)

... Книга «Минск: открытки и фотографии» состоит из двух частей. «Фотографы старого Минска» – это список всех известных фотографов дореволюционного Минска с биографическими пояснениями и примерами их фоторабот (портретов в паспарту). И «Ретроспектива открыток Минска», оформленная в  любимом массами жанре «было / стало», точнее, «тогда / теперь». ..


Слоник: Цена сумасшедшая: 1.176.000. Дайте полистать.
Алекс: Совсем одурели: сто баксов за книжку.
Buračok: Усе паштоўкі ёсьць у свабодным доступе ў інтэрнэце, нічога новага. Столькі грошай за маленькія фотапартрэтныя выявы? Ну, ня ведаю..."
И, добавим, еще и обещанного списка всех фотографов Минска в книге нет. Хотя биографические пояснения все-таки имеются. Вот:

Несписок всех известных фотографов дореволюционного Минска 

Адамович Эмерик
Коллежский секретарь (чиновник X класса по табели о рангах) Адамович Эмерик-Иван-Викентий Леопольдович проживал на Троицкой Горе в собственном доме по улице Широко-Залавской, 3 (ныне район оперного театра). На основании свидетельства, выданного Императорской Санкт-Петербургской академией художеств, в 1840 г. он был направлен учителем в Бобруйское пятиклассное дворянское уездное училище. В 1844 г. был переведен в Динабургскую гимназию (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1851 г. Адамович устраивается учителем рисования и чистописания в Минскую губернаторскую гимназию. В 1858 г. Эмерик Леопольдович открывает собственную типолитографию, в которой для школьников печатались гео­графические карты, ноты, рисунки для взрослых и детей, портреты и этикетки. В 1864 г. по собственному прошению уволен со службы. В 1874 г. юридически передает типографию старшему сыну Ивану. В том же году Иван Эмерикович продает типографию мещанину Берке-Лейбе Ицкову Соломонову с перемещением ее на Юрьевскую улицу в дом Вигдора Элиасберга.

Эмерик Адамович был трижды женат. От первого брака родился сын Иван (1842), от второго — дочь Мария (1855), сын Антон (1856), дочь София (1859) и сын Юлиан (1864). Третьим браком женат на Юзефине Богуславовне, вдове Здановичевой (в девичестве Шреттер). От этого брака родились дочь Анна (1868), сын Лео- польд-Эмерик (1876), дочь Эмилия (1886) и сын Богуслав-Михаил.
Сын фотографа Богуслав-Михаил находился под негласным надзором полиции за передачу своего заграничного паспорта другому лицу. В июле 1898 г. в доме Адамовича был произведен обыск, а Богуслав-Михаил был арестован. Находился в Пищаловском замке с 3 июля по 7 августа 1898 г. С 1894 г. Богуслав содержит книжную лавку в доме Френкеля по Захарьевской улице.
В 1907 г. уже Леопольд-Эмерик Эмерикович Адамович подает прошение о приеме на работу учителем польского языка в Минскую мужскую гимназию. Еще в 1882 г. Эмерик Адамович получил свидетельство и на право фотографирования. Занималась фотографированием и его третья жена Юзефина Богуславовна, дворянка, «жена коллежского секретаря», как указано в свидетельстве. С 29 сентября 1879 г. она открыла собственный светописный кабинет. Мастерская размещалась в собственном доме по той же улице Широкой. Закрыто ателье в 1894 г.
Альт:
Фотография "Адамович" | Минск / Широкая ул. /  дом Адамовичей (Замковая гора)
Владельцы:
1871-1877 –  Адамович Эмерик
1877-1896 –  Адамович  Юзефина

Американская фотография
Находилась в доме Дворкина (написание по паспарту) по Юрьевской улице. Судя по датировке — 1898 г. По адресу Юрьевская, 6 располагался дом Калмана Дворкинда. В том же доме размещалось и Минское ремесленное кредитное товарищество.

Аснин А. и Бенцман Б.
Фотография Аснина и Бенцмана работала в доме Кугеля (бывшем Страшунера) на Захарьевской улице. В объявлении из справочника «Весь Минск» за 1904 г. указан адрес: «против Гранд-кафе «Селект». Гранд-кафе располагалось на первом этаже здания Общества взаимного кредита, которое в обиходе называли просто Польским банком (ныне на этом месте здание КГБ). Известны снимки творческого дуэта, датированные 1914 г.

Бененсон Абрам
Мещанин из Борисова АбрамШлиома Мовшев Бененсон проживал в Минске по улице Лепельской в первой части города. 29 июня 1907 г. он подает прошение на открытие фотографического заведения по М инской губернии, мотивируя это тем, что «здесь, в г. Борисове, все фотографы бедствуют». Свидетельство за № 55 выдано 2 августа 1907 г. Судя по датировке на паспарту, работа продолжалась и в 1915 г.

Братья Берманы
Многодетная семья приписанного к мещанам приказчика Шимона Бермана, проживавшего по улице Александровской в доме Ушакова (угол Александровской и Александровско-Набережной, ныне Богдановича, 1), дала М инску сразу трех фотографов.

Старший из братьев-фотографов Лейба Шимонов родился в 1870 г. С 13 лет он обучался мастерству у фотографа Нейфаха, снимавшего студию в доме Понса. После службы в армии в 1896 г. Лейба подает прошение на открытие собственной студии на Захарьевской улице в доме Вулвера Френкеля, но буквально через год обращается в управу о закрытии ее «ввиду малых доходов» и подает новое прошение на открытие таковой уже в г. Борисове на Московской улице в доме Натана Фердинанда.

У того же Нейфаха проходил обучение и средний из фотографов Берманов Янкель (Яков), 1880 г. рождения. Собственное свидетельство на право фотографической деятельности он получил 25 января 1903 г. По его стопам пошел и его погодок Элья. В 1902 г. младшие братья Янкель и Элья покупают фотографию Страшунера с оборудованием, а старший брат с семьей из пяти человек снимает в доме Страшунера по улице Захарьевской, 60 студию и жилые комнаты. В объявлении в справочнике «Памятная книжка М инской губернии» за 1904 г. афишируется, что фототипия Берманов выпускает в том числе и «изящные открытые письма».


Берман Илья
Самый младший из династии фотографов Берманов Элья (Илья) родился в 1881 г. Вместе с братом Янкелем они открывают собственную студию. Заведение располагалось в доме Страшунера по улице Захарьевской (ныне место напротив здания МВД). Свидетельство № 636 выдано Берману Элье в 1903 г. Фотография братьев известна еще и тем, что у них в 1908 г. снимался Якуб Колас. Постепенно Янкель отходит от дел, и фотографией управляет более успешный Элья. На паспарту уже стоит его имя. С 1915 г. заведение перебазируется в дом Ругера (Захарьевская, 81), «напротив электро-театра «Гигант». Работа продолжилась и после революции. В газете «Минский курьер» за октябрь 1919 г. реклама ателье И. Бермана предлагает фотографии на пропуска по цене 4 рубля за фото все по тому же адресу «Захарьевская, 81, напротив ки нотеатра «Гигант».

Бернштейн Осип
Мещанин Бернштейн Осип (Иозель) Максимов (Менделев) получил свидетельство на занятие профессиональной фотографией № 178/4 от 20 января 1900 г. Работал на Соборной площади в доме Габриловича, затем на Преображенской, 47, в доме Берлянда. Период пребывания ателье на Преображенской улице отражен даже на открытках издания Каплана или Ш апиро. На них крайнее справа — здание гостиницы «Петербургская», а на двухэтажном доме в центре видна вывеска с надписью «Фотография». В 1905 г. Бернштейн открыл фотоателье «Рембрандт» по улице Захарьевской, 71 в доме Зальцмана, где и прож ивал на втором этаже.

Боретти Викентий

Первое упоминание о деятельности Викентия Осиповича Боретти в М инске относится к 11 июля 1881 г., когда дворянка-фотограф Мария Бржеская обращается с прошением к губернатору о передаче собственного свидетельства № 2138 от 28 апреля 1879 г. на открытие фотомастерской в М инске «благонадежному жителю Варшавы Боретти Викентию Осиповичу». Свидетельство уже самого Боретти № 4109 от 1 июля 1881 г. Он работал в доме Стефановича по Губернаторской улице, 35 (район нынешнего ГУМа). Ателье представляло собой веранду со стеклянной крышей и стеной, пристроенную к кирпичной стене дома. В ателье Боретти с 1884 г. 14-летним подростком начинал свою карьеру фотопортретиста молодой копировальщик Мовше Наппельбаум. После передачи дел брату Осипу Викентий Боретти уезжает в Варшаву.

Боретти Осип
Одновременно с Викентием Боретти фотографией занимался и его брат Осип Осипович Боретти, имеющий собственное свидетельство с 1881 г. В 1894 г. он становится хозяином мастерской, принадлежавшей ранее его брату Викентию. С 1896 г. ателье находилось по улице Захарьевской, 73, в доме Стабровского. Позднее переезжает обратно в дом Стефановича на Губернаторскую улицу. Ателье Боретти прекратило свое существование в 1898 г. в результате пожара.

Гатовский Евель
Основали свою студию и мещане братья Евель и Гешель Шебселевы (Шепшалевы) Гатовы (Гатовские). На паспарту их фото совместного периода значится: «Бр. Гатовские».

Гатовский Евель Шепшалев получил свидетельство № 4201/35 на работу фотографом в Минске в 1900 г. Студия находилась по улице Петропавловской, в доме Гецова (ныне Октябрьская площадь). Впоследствии заведение условно меняет место размещения. Теперь это уже дом Поляка, что отражается на паспарту, но это все то же помещение на углу Захарьевской и Петропавловской. Просто Поляк купил дом Гецова. С 1903 г. студия работает на улице Захарьевской в доме Смуся. Свидетельство для работы по этому адресу № 634/11. Позднее Евель Гатовский вместе с Меером Юрщиком открыли типографию на Богадельной улице, отказавшись от фотографического дела.

Гатовский Гирша
Фотографическое ремесло продолжает более успешный, чем его брат, Гирша (Гешель) Шебселев Гатовский. Он подает прошение об устройстве фотографического павильона на территории собственного дома по Захарьевской, 111. В 1911 г. Гатовский переносит оборудование в новый павильон. Теперь его студия размещается на углу «Захарьевской и Садовой в собственном доме». Сейчас на этом месте парк Янки Купалы (Садовая улица пересекала нынешний проспект чуть ниже цирка).

Грунтфест Яков
Грунтфест Яков Вульфов родился в 1886 г. У отца — фотографа Вульфа Овсеева (1843 г.р.) Яков был самым младшим. Помимо него в семье были старшие братья Овсей и Абрам. Семья Вульфа Овсеева проживала в собственном доме по Мясницкой улице (район Немиги при пересечении с проспектом Победителей). Ателье Грунтфеста, судя по паспарту, работало в 1915 г.

«Декаданс» Г. 3. Фрида
Фотография «Декаданс» Гирши-Лейбы Захарова Фрида располагалось на Захарьевской улице, 83, в доме В. Л. Булгак, «против кирхи». По датировке на паспарту открыта до 1915 г. При том же названии заведение существовало в советское время. Теперь оно именовалось «Фотография «Декаданс», бывшая Фрида», находившаяся по улице Советской, 83. Сейчас на этом месте расположен гастроном рядом с кафе «Макдональдс» на проспекте Независимости.

Дельпац Альфонс
Дельпац (Delpace) Альфонс, судя по паспарту, работал в Минске по улице Захарьевской, 16. Известные снимки Дельпаца хранятся в Вильнюсе. Сведения о фотографе приведены в каталоге по следственным делам участников восстания 1863 г.

Жоравович Александр
Коллежский регистратор Жоравович Александр Павлович получил свидетельство на право открытия фотографического заведения в 1903 г.

Конторович А.
Снимки заведения Конторовича А. М. датированы 1914 г. Заведение располагалось на Губернаторской улице, 4, в доме Топаза, рядом с банкирской конторой Брауде против ресторана «Европа». Сегодня это место нынешнего ресторана на углу улиц Ленина и Интернациональной, бывший «Потсдам».

Левин С
Судя по паспарту, заведение фотографа Левина находилось на Захарьевской улице, в доме Понса (с 1908 г. дом в собственности Ханы Понс). В этом помещении ранее работала студия Нейфаха.

Левинман Абрам и Миранский Григорий
Судя по паспарту, заведение работало по адресу: Губернаторская улица, дом Ерохова. Интересен этот дуэт фотографов тем, что они продавали свои негативы с видами Минска для открыток И. Каплана и А. Рудермана.


Левинман Абрам
Мещанин Левинман Абрам Хононов начал работать с 1896 г. совместно с М иранским в ателье на углу Захарьевской и Губернаторской, в доме Ерохова. С 1898 г. он передал заведение бывшему партнеру Миранскому и открыл собственное дело. Его «Французская фотография» располагалась «в доме Лесника, против каланчи» по Петропавловской улице. Позднее заведение Левинмана существовало и в Гомеле по Румянцевской улице. Первые паспарту гомельского периода еще имеют минский адрес с новой надпечаткой на лицевой стороне. Потом заказаны уже типографские паспарту с гомельским адресом. С 1902 г. он открывает заведение и в Слуцке. Фотографы и фотоателье Минска

Миранский Григорий
Мещанин Режицкого повета Витебской губернии Миранский Гершон Абрамов родился 25 февраля 1875 г. Позднее семья переезжает в Минск. В 19 лет Гершон (Григорий) поступил в Вольно-пожарное общество (ВПО). В 1902 г. М иранский избирается на должность председателя отряда трубников.
Кроме активной деятельности в ВПО, Григорий Миранский активно занимается фотографией, которая тоже стала делом его жизни. Неизвестно, где он учился мастерству фотографии, но в 1896 г., после многочисленных проверок, вместе с компаньоном Абрамом Левинманом получает разрешение минского губернатора на открытие собственного фотоателье. Оно располагалось по улице Губернаторской, в доме Ерохова. В 1898 г. Миранский начинает работать самостоятельно, а Левинман открывает собственное дело.
Некоторое время Миранский был владельцем фотоателье в Слуцке (с 28 августа 1901 по март 1902 г.), а потом передал его Левинману. В Минске его фотографическое заведение находилось на Губернаторской улице, в доме Курлянда. Свидетельство № 4661/28 выдано в 1898 г.
Григорий Миранский был довольно многосторонним мастером и работал в разных жанрах. В 1904 г. на художественной и промышленной выставке в Лионе (Франция) его работы были отмечены серебряной медалью. Очень популярным был жанр портрета, и в «Центральной фотографии Григория Миранского» было сделано множество групповых и индивидуальных портретов визитного и кабинетного размеров. Также много было пейзажных снимков, которые показывали преимущественно архитектуру Минска.
В 1911 г. Миранский обратился в «Элвод» об освобождении его от дополнительной платы, «взимаемой с него за электроэнергию, потребляемую электрической лампой для снимания в темноте». В 1913 г. он получил звание «Почетный потомственный гражданин Минска». Оставил он свой след и в открытках, предоставляя негативы А. Я. Рудерману. Помимо этого Миранский был одним из немногих первых фоторепортеров Беларуси. Сохранилось несколько репортажных снимков на «огнеборскую» тему. Его фотографии были представлены на международных выставках в Германии, Франции, Бельгии и получили многочисленные призы.
Последние сведения о Миранском можно встретить в отчете о праздновании 50-летия Минской городской пожарной команды в 1926 г. Там отмечается, что за многолетнюю и добросовестную службу помощник председателя команды Григорий Абрамович Миранский награждается серебряной каской.

Махтей И
Махтей И. основал фотографию для людей среднего достатка с привлекательным названием «Экономия». Заведение располагалось в доме Вержбовской на Московской улице, 35. В дальнейшем в адресе на паспарту сменился владелец дома. Теперь это дом Ельского на Московской улице. Более поздние снимки, уже послереволюционные, судя по датировке, изготовлены на стандартной фотобумаге с мастичной печатью.

Метор Израиль
Мещанин Метор Израиль Овсеев родился в 1879 г. в Минске. Семья проживала в собственном доме на углу Торговой и Маломонастырской улиц. В доме отца и была открыта в мае 1901 г. первая фотомастерская. С марта 1906 г. фотоателье Метора обосновывается напротив городской управы, в доме Шнитмана, по улице Губернаторская, 12. Портрет в широкой рамке стоил 3 рубля 50 копеек, как рекламируется в газете «Минский курьер» № 4 от 31 января 1908 г. В 1911 г. Метор подает прошение на сооружение павильона в чердачном помещении двухэтажного дома Ноты Кугеля по Губернаторской улице, 15. Это место находится сегодня примерно на месте нынешней арки, рядом с кафе «Макдональдс».

Наппельбаум Моисей
Наппельбаум Моисей Соломонович (18691958) — один из известнейших фотографов-портретистов. Бронзовая медаль (1901) в Минске, благодарность президента Французской республики, большая серебряная медаль (1902) в Вильно — вот перечень его успехов в период работы в Минске.
Наппельбаум Мовша Зельманов, а именно так он именовался по первому паспорту, проживал в доме отца по Московской улице в Минске. В 14-летним возрасте Мовша поступает в качестве копировщика в известное ателье Викентия Боретти, где проходит все этапы фотопроизводства. Жажда знаний, непоседливость и поиск средств к существованию побудили молодого фотографа к путешествиям. Список городов, где Наппельбаум пытался обосноваться, велик. Это Смоленск, Москва, Козлов, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава, Петербург, Нью-Йорк.
В 1895 г. Наппельбаум возвращается в Минск. В 1896 г. он открывает собственное ателье в доме Курлянда на Губернаторской улице (свидетельство № 382 от 5 февраля 1896 г.). Позднее ателье арендует помещение в доме Роговы на Захарьевской улице. С 1900 г. Наппельбаум снимает студию в доме Френкеля по Захарьевской улице. В 1903 г. он получил свидетельство № 5865/65. В 1903 г. подает прошение на открытие фототипии с типографией. Процесс фототипии позволяет удешевить весь процесс изготовления фотографий. Теперь полдюжины фото срочного изготовления стоили 1 рубль. Кстати, в это время встречаются паспарту с одним и с двумя «п» в написании его фамилии, причем как в латинском, так и в кириллическом написании. Проживает Наппельбаум в мезонине под крышей дома Венгржецкого на углу Захарьевской и Петропавловской улиц (сегодня это вход в метро станции «Октябрьская»), Его снимки были использованы для выпуска открыток Элиаса Каплана.
В 1910 г. Наппельбаум отправляется в Санкт-Петербург. Наиболее успешным оказалось его сотрудничество с издательством журнала «Солнце России». В 1916 г. он снимает фотоателье на шестом этаже в доме на Невском, 72. На первом этаже этого же дома работал его конкурент. Но мастерство Наппельбаума позволило выдержать конкуренцию, заставляя клиентов подниматься на шестой этаж. /Л .


Нейфах Нисон
Нейфах Нисон Сролев причислен к мещанам с 1894 г. Это один из старейших фотографов. Работал в Минске еще с 1871 г. Заведение размещалось там же, где и проживала семья, по Захарьевской улице, в доме Понса. Затем Нейфах переводит студию на Петропавловскую, в дом Лесника, а позднее — на Юрьевскую. С 1886 г. фотостудия располагается в доме Гурвича. Некоторое время студия работала на Губернаторской улице, в доме Мондража. На паспарту с адресами в Минске и Борисове значится: Соборная, дом Тира.
В студии Нейфаха обучались фотографическому ремеслу братья Лейба и Янкель Берманы. В 1892 г. Нейфах открыл студии в Борисове и Пинске. Фотографы и фотоателье Минска

Околов и Берникович
«Артистически-фотографическое» заведение дуэта фотографов Околова и Берниковича располагалось в доме И цки Бермана по Губернаторской улице. После отъезда Околова из Минска дело пе­решло его помощнику Берниковичу после 1897 г. Однако его фотографическое наследие не столь велико.

Околов Наполеон
Дворянин Виленской губернии Околов Наполеон Амбросьев имел свидетельство на право работы фотографом в пределах Виленской губернии № 4816. Начал работу в Минске в 1870 г. Заведение размещалось на Губернаторской улице, в доме Ицки Бермана, где, по данным полиции, владелец «содержал два фотографических станка». Слово «станок» в отношении фотоаппарата того времени вполне соответствует смыслу слова, поскольку стационарный аппарат был солидного размера и передвигался на колесиках по полу. В его заведении работали два наемных фотографа. В 1893 г. ателье Околова некоторое время размещалось на улице Подгорной, в доме Гаусмана, позднее известном как дом графа Чапского, что за Александровским сквером. Адреса студий за время работы менялись достаточно часто: улица Губернаторская, 12; Захарьевская, 15, дом Круглика; на той же улице в доме Смуся, против кирхи; затем Дом фото по Захарьевской. Выбыл Околов из М инска в 1897 г. Свое заведение, вероятно, он продал дворянину Оскару Гаусману; впоследствии оно перешло к Шуру.

Онефатер Моисей
Мещанин Онефатер Моисей Мордухов работал фотографом в доме своего отца на углу Полицейской и Широкой улиц в районе Плебанского переулка с 1891 г. Район Плебанских мельниц на Свислочи печально известен в дореволюционном Минске плотиной, создававшей неприятности всем жителям прибрежных кварталов. Плотина перекрывала реку в районе нынешнего парка Янки Купалы, где теперь расположена лодочная станция. Неравномерный спуск воды и достаточно большая разница уровней (2,5 аршина, или 1,75 м) приводили к частым затоплениям в периоды паводков или сильных ливней. Помимо этого ниже плотины образовывались грязевые зловонные отмели. Тяжба с владельцами и арендаторами мельниц безуспешно тянулась вплоть до революции 1917 г. От наводнения 1903 г. пострадал и отец фотографа Онефатер Мордух Шмуйлов.
Помимо работы фотографа Моисей Онефатер с 1912 г. служил помощником руководителя отряда лазальщиков МВПО. За службу в Минском Вольно-пожарном обществе он получил серебряный наградной знак ИРПО.


Пржелясковский Зенон
Зенон Станиславович Пржелясковский родился в 1870 г. в деревне Пахомовщина на Минщине. Начинал работу студийного фотографа в г. Троицк Оренбургской губернии. После переезда в М инск на паспарту указывает два адреса: Троицк и Минск. В 1901 г. фотограф удостоен похвалы за выставку. В 1932 г. был репрессирован. В 1933 г. умер в лагере. Его жена Виктория была репрессирована дважды: в 1932 и 1937 гг. Оба были реабилитированы в 90-х гг. прошлого века.

Чертов Хайкль
Чертов Хайкль Иосифов открыл в доме братьев Раковщиков (угол Захарьевской и Губернаторской) фотографическое заведение под громким названием: «Электрофотография и колография “ Прогресс”». Судя по рекламе, электрофотография производила снимки, в том числе на дереве и фотоэмали. В студии имелось искусственное освещение, что позволяло работать вечером. «Электрофотография и колография “Прогресс”» работала в М инске в 1913— 1919 гг.


Прушинский Антон
Одним из первых в 1850 г. Антон Антонов Прушинский открыл в Минске дагерротипную мастерскую по улице Францисканской. Самая ранняя белорусская фотография, о которой сегодня известно, датируется 1858 г. На ней снята мать Антона Прушинского — Роза. Фотография хранится в Национальной библиотеке Польши в Варшаве. Самый же известный снимок Прушинского, дошедший до наших дней, это портрет поэта Винцента Дунина-Марцинкевича в знаменитой чумарке, сделанный около 1862 г.
Антон Прушинский слыл сторонником польского мятежа. Из доклада минского полицмейстера от 17 ноября 1861 г.: «Фотограф Прушинский проплатил молебен в 6 часов утра в память мятежа 1831 г. Собравшиеся пели гимны. Зачинщик установлен не был». Впоследствии сам участник восстания Прушинский в 1863 г. был сослан в Тобольск. В «Журнале присутствия Минского губернского правления» за 22 января 1864 г. есть запись, что рассматривалось дело «политического преступника Прушинского Антона, минского фотографа» о конфискации имущества в пользу казны. Однако, согласно рапорту Минского городского полицейского управления № 172 от 17 января, пристав, прибывший «на квартиру вышеназванного Прушинского», ничего ценного не обнаружил, кроме «посуды и вещей повседневного пользования». При этом в доме была «фотографическая машина и пресс», которые документально принадлежали жене Прушинского Пелагее-Виктории Кулак согласно выданному ей билету Минской городской думой. Очевидно, предполагая возможную конфискацию, фотограф переоформил все заранее. Имение отца Пруш инского в Вилейском уезде конфисковано в пользу казны не было.
Ссылка в Сибирь Антона Прушинского началась, судя по последующим запискам его сына Конрада, «пешком с 14 (26) октября 1863 г. из Минска до Вильны, откуда железной дорогой до Нижнего Новгорода. Далее снова по этапу пешком до Тобольска». Оттуда уже по ходатайству к губернатору Зеновичу весной 1864 г. ему было разрешено переехать в Томск за собственный счет с жандармом. Прибыв в Томск, Прушинский вызвал к себе жену с детьми. Пелагее-Виктории удалось не только уберечь фотомашину от конфискации, но и благополучно перевезти ее в Томск, где уже в октябре 1864 г. Антон Прушинский открыл фотомастерскую, вероятно, на имя жены ПелагеиВиктории Кулак, так как сведений о деятельности этой мастерской нет. Тем не менее есть несколько фотографий томского периода и записки сына Конрада. Следуя позднее из места ссылки отца в Минск, Конрад Прушинский находился под гласным надзором полиции, о чем свидетельствуют многочисленные рапорты чинов полиции.
После возвращения из ссылки уже в Варшаве в 1874— 1895 гг. Антон Прушинский открыл новое ателье, которое первоначально из-за отсутствия официального разрешения было оформлено на Анастазия Путяту, на дочери которого Цецилии был женат его сын Антон Конрад.  Фотографы и фотоателье Минска


«Рембрандт»
Ателье «Рембранд» основано уже известным Осипом Бернштейном. Располагалось по улице Захарьевской, 71, в доме Зальцмана. По этому адресу известны фотографии, датированные 1910— 1912 гг. Позднее студия находилась в доме Ельского по Захарьевской улице. На некоторых паспарту ателье «Рембрандт» приведена и фа­милия его основателя. Но паспарту с названием ателье встречаются значительно чаще, чем отдельно Бернштейна. Следовательно, период работы ателье «Рембрандт» был более продолжительным, чем период работы индивидуального фотографа Бернштейна. На большинстве паспарту нанесены тиснением его инициалы. Фотографы и фотоателье Минска  Ф от ограф ы и ф от оат елье М и н с к а

Розовский Лейзер
Розовский Лейзер Рубинов работал в Минске с 1895 г. Причислен к мещанам с 1905 г. Семья проживала по улице Александровской (третья часть г. Минска) в собственном доме. Ателье располагалось по улице Губернаторской, в доме Дворжеца, «против мужской гимназии». Впоследствии Розовский снимал помещения в доме Стефановича по той же Губернаторской улице. Теперь это место занимает ГУМ.


Розовский Самуил
Фотографией занимался и сын Лейзера Розовского, мещанин Самуил Лейзеров Розовский, с 1895 г. имевший разрешение на открытие фотографического заведения. Собственная его студия находилась там же, где и студия отца. Сначала это тот же дом Дворжеца на Губернаторской улице. В дальнейшем для пущей важности, чтобы как-то отличаться, объявление на паспарту гласило: «против магазина Алынванга». Купец Альшванг для магазина арендовал площади в доме братьев Раковщиков на углу Захарьевской и Губернаторской улиц. Следовательно, студия располагалась в том же доме Стефановича, где работал и его отец. Ф от ограф ы и ф от оат елье М и н с к а

Рыттов Л.

Соловейчик Ицка
Фотограф Соловейчик Ицка-Мордух Янкелев работал в доме Шнитмана, что против городской управы. По датировке на паспарту — в 1913 г. Ранее в этом же помещении работал Метор. Сын Соловейчика Исаак Иосифович (1890 г.р.) продолжил дело отца, став известным уже советским фотографом. В своей биографии он указывает, что отец работал «кустарным фотографом». В 1939 г. он выполнил фотооформление павильона Белорусской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

Страшунер Мойсей
Страшунер Мойсей Вульфов — по происхождению мещанин из Ковно. Первое свидетельство на открытие фотографического заведения получил еще в 1882 г. Мастерская находилась в доме Черешкина (Черескина) по Захарьевской улице. Позднее этот дом был им приобретен и мастерская с 1890 по 1900 г. располагалась уже в собственном доме по улице Захарьевская, 60 («Вход в арку», как гласила реклама на паспарту). Дом стоял на месте нынешней аптеки на проспекте Независимости, напротив здания МВД Республики Беларусь. Далее домом владели наследники. На паспарту дата — 1893 г. В 1902 г. Страшунер продал фотостудию братьям Берманам. Сын Страшунера Гершон Мойсеев не пошел по стопам отца: он основал Северо-Западное товарищество.


«Фантазия»
Содержал фотографию «Фантазия» Р ы б кин М. Л. на улице Губернаторской, 12. С таким незамысловатым названием фотоателье работало в Минске в предвоенное время. Датировка по подписям на снимках периода 1913— 1916 гг. Сначала использовались паспарту разного типа, причем достаточно качественные; затем просто закупалась готовая разлинованная фотобумага и на адресной стороне ставилась заглавная мастичная печать фиолетового цвета.


Штрём Адольф
В 1888 г. Адольф Иванович Штрём выстроил застекленный передвижной фотопавильон во дворе дома А. Ю. Неймана на углу Захарьевской и Богадельной улиц (проспекта Независимости и Комсомольской). Павильон передвигался в течение дня, направляя окна к солнцу, что позволяло более эффективно использовать солнечный свет и весь световой день. Фотография на паспарту датируется 1889 г.


Шур Мендель
Шур Мендель Вульфов (Макс Владимирович) родился в 1874 г., мещанин. Член Русского фотографического товарищества в М оскве. Приобрел фотомастерскую у Оскара Гаусмана в феврале 1899 г. Студия располагалась в прежнем доме Гаусмана на Подгорной улице, в известном позднее доме Папского «против зимнего театра». Судя по ранней переписке, это бывшая студия Околова. В январе 1904 г. Шур подает новое прошение на работу фотографического заведения без затруднений, «чинимых полицией». Проживал в доме Черновича на Захарьевской улице. По докладной полиции, Шур Мендель «проживает в Минске 5 лет», материальное состояние «уточнить не представилось возможным, но имеет 4 фотоаппарата и приличную домашнюю обстановку».  Фотографы и фотоателье Минска

Эпштейн Лев
Фотограф Эпштейн Лев (Лейба) Мееров работал по улице Губернаторской, в доме Ерохова напротив Городской управы, располагавшейся в двухэтажном доме на перекрестке с Юрьевской. Начало работы, судя по разрешению, датируется 1895 г. Известное свидетельство № 4611/28 получено им в 1901 г. Эпштейн являлся членом известного Витебского фотографического кружка. За свои работы удостоен золотой медали на выставке 1903 г. Его объявление встречается в газете «Минский курьер» за 1919 г., в которой есть приглашение посетить ателье на Губернаторской, 10. Исходя из этого, можно сделать вывод о значительной длительности его работы.

Брафман Яков Александрович. Один из первооткрывателей фотографии Минска.

Бржеская Мария. Жена коллежского секретаря дворянка Бржеская Мария Фомина с 1879 г. имеет свидетельство № 2138 от 28. 04. 1879 г. на открытие фотографического заведения, В апреле 1881 г. подает прошение о переносе фотогалереи на сваях, пристроенной к дому Смуся, в дом Стефановича на Губернаторской улице. В июле того же года она подает прошение о передаче своего свидетельства «благонадежному жителю Варшавы» Викентию Боретти, причем в той же мастерской в доме Стефановича Боретти и открывает уже свою фотостудию.

Розенберг Лейба Аронов. Мещанин. Получил свидетельство на право открытия фотоцинкографии № 7359/54 от 28.11.1902 г. Заведение располагалось в доме Элисаберга по Юрьевской улице.

Рубин Эсфирь Беркова. С 1895 г. заведение размещалось в доме Григоровича по Юрьевской улице.

Слюзберг Евна Неваховна (Минск, м. Койданово).

Соломонов Залман. ственный дом. 1895 г. Юрьевская улица, соб­

Шульцкер Самуил и Ратнер Иосиф-Пинхус Давидов (1883 г.р.). Свидетельство № 77 от 23.09. 1894 г.

Бржецкий К.

Волин Гирш Юдалев. Учился у Нейфаха вместе с Берманом. Свидетельство № 978/10. Имел собственное заведение в доме Френкеля по Захарьевской улице.

Гаусман Оскар. Дворянин. Работал с 1892 г. Свидетельство № 4 от 30.03.1892 г. В его доме, впоследствии проданном графу Чапскому, содержал заведение фотограф Наполеон Околов.

Гуревич Шевель Эльев. Лепельский мещанин с 1896 г. снимает студию в доме Дворжецов по Юрьевской улице.

Мерзон Берка Евелев. Мещанин. Проживал по улице Тюремной (первая часть г. Минска) в доме Муси Грингауза. Получил свидетельство (№ 15, 1906 г.) на право заниматься фотографированием по всей Минской губернии.

Нейфах Фани имела свидетельство на право работы в Минске с 1902 г.

Френкель Гирша. Выдано свидетельство на право содержания фотографического заведения с 1896 г. Выбыл из Минска.

Фрумес М ордух Берков получил свидетельство на право работ в Минске.

Ходасевич Константин Осипович получил разрешение на открытие фотографических заведений в Минске, Бобруйске, Мозыре и Речице.

Чекмасова Анастасия, жена поручика. Выдано свидетельство на право содержания фотографического заведения.

«Эскандер». Петербургская фотография «Эскандер» работала по адресу: улица Московская, 9, дом Дунера. Открылась в 1891 г. Находилась за железнодорожным мостом слева, в районе современного Западного моста напротив Добромысленского переулка.

P.S. для Слоников: листать здесь

6 комментариев :

  1. Юзефина Адамович получила разрешение в 1877г

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да тут по текстам 100 и один вопрос. Вот, начиная с Адамовичей – в тексте есть ровно одна дата к нему относящаяся – "Еще в 1882 г. Эмерик Адамович получил свидетельство и на право фотографирования". И все. Вот открылся он в 1882 и... видимо и закрылся.
      Хотя вроде бы он с 1864.
      Юзефина Адамович – открылась в 1877 (правим), работала до 1894. – "по той же улице Широкой". Вот в каком это смысле? На улице Широкой было две фотографии? Адамович Э. и Адамович Ю? Или все же одна, в доме Адамовичей, только титульные собственники менялись? Ничего непонятно.

      Удалить
    2. Эмерик Адамович получает разрешение на открытие фотографии в 1871 году, с марта 1877 владелицей становится Юзефина. В 1896 году заведение закрыто.

      Удалить
    3. Хорошо бы еще объяснить веер дат:
      1858 – “АДАМОВИЧ Жозефина. Минск, ул. Широкая, с. д.
      Дворянка, владелица первой в Минске фо­тографии с 1858 г.” - Попов
      1864 – “Эмерик Адамович… В 1864 году оставил преподавание и полностью посвятил себя фотографии. В собственном доме на улице Широкой…
      Дмитриев Р. /Смотрели в оба / https://zen.yandex.ru/media/id/5bcc4f1ddec46a00aa274239/smotreli-v-oba-5c06e68dede3d000aa9e7f82
      > Это, я так полагаю, Адамовичей с Прушинскими перепутали?

      1879 – Величко – “АДАМОВИЧ Юзефина, дворянка, «жена коллежского секретаря», как указано в свидетельстве. С 29 сентября 1879 г. она открыла собственный светописный кабинет.”
      > Что это за свидетельство 79 года?

      1882 – Величко – “в 1882 г. Эмерик Адамович получил свидетельство и на право фотографирования. “
      > О чем эта дата?

      1894 – Величко – “Закрыто ателье в 1894 г.”
      > О чем эта дата?

      1896 – Алекс – "В 1896 году заведение закрыто."
      > просто закрыто? Кому-то продано? И есть ли этой дате подтверждение?

      Удалить
  2. Кстати, у этого же автора в 2017 вышла книга "Фотографы земли Белорусской. 1850-1918."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько можно судить по скриншотам в "Фотографы земли Белорусской" в разделе "Минск" тексты идентичны "МИНСК. ОТКРЫТКИ И ФОТОГРАФИИ", а примеров фотографий гораздо меньше.

      Удалить