пятница, 2 сентября 2016 г.

Омск, доппельгангер Антонов и Попов


Вот что в справочнике "Российские фотографы" Попова реально бесит, так это болезненная фрагментация всего и вся. Начиная с разделения на три тома (причем первые два разрезаны по центру буквы "М") при отсутствии сквозного поиска. А дальше какую категорию не возьми, она обязательно окажется расчлененной по всем трем томам, а в каждом томе еще по трем-четырем разделам.

Простая и реальная задача – есть любительский список дореволюционных фотографов Акмолинской области, хотелось бы его Поповым поверить и улучшить.

Выглядит это так:

1. Открываем Т.2, стр. 754, приложение №5, УКАЗАТЕЛЬ ГУБЕРНИЙ И ОБЛАСТЕЙ

С АЛФАВИТНЫМ СПИСКОМ ФАМИЛИЙ ФОТОГРАФОВ

Акмолинская область удобная – хотя территориально обширная, но при этом ископаемыми фотографами небогата и начинается на "А", т.е. в списке первая.

Смотрим перечень фамилий, и сразу же начинаем недоумевать – у Попова фотографический г. Омск алфавитно начинается с "ЕМЕЛЬЯНОВ Владимир Михайлович", а в сравнительном любительском списке до Емельянова целая куча А, Б и В – Антонов А. Антонова А.А., Буланже и два Васильева.

Учитывая, что Антонов А. это весьма значимый для Омска фотограф его отсутвие весьма странно. Его нет в справочнике Попова?

На самом-то деле он есть и даже в том же Томе №2, но отдельно.

2. Откатываемся на стр. 640 в приложение № 1 «Фотографические заведения, имевшие названия, отличные от имён владельцев»;»

«МОСКОВСКАЯ ФОТОГРАФИЯ» в Омске на Губернской ул. - см. Лавров Н. А. или Антонов А.



Не совсем понятно почему "Московская фотография А. Антонова" вообще попала под странное определение "Фотографические заведения, имевшие названия, отличные от имён владельцев». Это же не какой-нибудь неперсонифицированый "Рембрандт", это вполне себе именное заведение принадлежащее вполне конкретному и явно указаннаму владельцу.

И совсем уж непонятно, почему А. Антонова исключили из перечня фотографов – он и без всяких брендов снимал,  под своим именем.
Фотограф А. Антонов. Любинский просп., против гостиницы «Россия»

Оставим эти вопросы парить в воздухе и идем дальше по хлебным крошкам.

3. Закрываем Т. 2, открываем Т.1, ищем статьи про Антонова А.:
подходящих кандидатов на стр. 54-55 как бы два. Оба они в какой-то степени омичи и оба А.А.

4. Копируем статьи... а, нет, не копируем это же jpg. Ладно, просто читаем мелкий растровый шрифт. Блин, как неудобно. Все-таки копируем, потом расскажу как это делается.

1) АНТОНОВ118-123 А. А. Омск, главная фотография: Ильинский фортштадт, д. И. Е. Кесслера; отделение: уг. Тобольской и Губернаторской; против гостиницы «Россия», соб. дом; фотографию открыл в конце 1890-х гг. Преемник Кеслера И. Е.
Владелец «Московской фотографии» и отделений на Тобольской, Губернаторской и Дворцовой ул.
А. в начале XX века было основано и первое фотографическое издательство в Омске. Здесь изготавливались на заказ для организаций и учреждений города фотографические альбомы, а позднее с его авторских фотоснимков І-ой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки в Омске - почтовые фотооткрытки для открытого письма. Один из первых синематографов в городе в начале XX века располагался в одном из фотозаведений А. по улице Тобольской.
А. был удостоен золотой медали за фотографические работы на I Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово- промышленной выставке.

2) АНТОНОВ Александр Антонович. Гор. Елец, Орловской губ., фотография. Д. ч. РФО с 1895 г. (Сп. 1.6.00, Сп. 1.8.03), в Сп. 1.10.06 адрес - гор. Омск, Акмолинской обл., Люблинский пр., д. Кузьмина, технику Переселенческого Управления.
См. Антонова А. А.
ВР-901, СКВР-912: владелец фотографии в Ельце. Владелец фотографии в Ефремове в 1901- 1903 гг. (Е. Галкина).

Заодно захватим и См. Антонова А. А.:

3) АНТОНОВА125-126 Александра Александровна. Гор. Ефремов, Тульской губ., фотография Антонова.
27 февраля 1904 г. избрана д. ч. РФО (ПовР- ФО-904, №6, с. 5).
Сп. 1.10.06, адрес - Омск, Акмолинской обл.. Люблинский просп., д. Кузьмина.

5. Здесь потребуется пауза и некоторое мозговое усилие, чтобы разобраться в хитроструктурированном тексте и весьма своеобразном стиле автора.

а) АНТОНОВ118-123 – мелкие циферки после фамилии – это ссылки на иллюстрации в Т. 3

открываем Российские фотографы Т.3, смотрим (картинка кликабельна):
б) Абракадабра Д. ч. РФО с 1895 г. (Сп. 1.6.00, Сп. 1.8.03) – это в Т.1 нужно на стр. 4 (сокращения), стр. 6 (аббревиатуры) и стр. 7 (коды названий литературы).

Соответсвенно:
- Д. ч. РФО – действительный член Российского Фотографического Общества
- Сп. 1.6.00 - Личный состав Русского Фотографического Общества в Москве (проверен на 1 июня 1900 г).
- Сп. 1.8.03 - Личный состав РФО 1903 г.,
- Сп. 1.10.06 - Личный состав РФО 1906 г., ВР-901 - журнал «Вся Россия», Москва, 1901 г.
- СКВР-912 - Вся Россия. Справочная книга. М.: издание Я. П. Крюкова, 1912 г.
- (Е. Галкина), на которую Попов ссылается, но при этом в перечне литературы не упоминает – Из истории тульской фотографии. Елена ГАЛКИНА
- а вот что такое ПовР- ФО-904, №6, с. 5 я так и понял, нет его в перечне литературы.


6. Теперь возвращаемся к собственно статьям и пытаемся понять какой из Антоновых А. искомый. И, кстати, а не один ли это человек?

Обращает внимание, что Антонов №1 обильно представлен примерами фотографий и подробно описан биографически (но нет ни одной ссылки на источники), а Антонов №2 – наоборот, сухо задокументирован, никак не проиллюстрирован, а в довесок к нему идет Антонова №3.

Реплика в сторону.
Честно говоря, к этому моменту Попов уже сильно утомляет. Хотелось ведь простого – открыть справочник и быстро посмотреть даты и адреса фотографических заведений в конкретной географической местности. И во что это вылилось? То есть, это все, конечно, очень увлекательно, но спустя битый час скаканий по трем томам реальной информации набралось примерно с чайную ложку.

7. Экстрагируем Попова:
Антонов А. А. №1:
текст:
1) Омск, фотографию открыл в конце 1890-х гг. Преемник Кеслера И. Е.
адреса:
2) главная фотография: Ильинский фортштадт, д. И. Е. Кесслера; отделение: уг. Тобольской и Губернаторской;
3) против гостиницы «Россия», соб. дом;
4) Владелец «Московской фотографии» и отделений на Тобольской, Губернаторской и Дворцовой ул.
5) медаль  I Западно-Сибирской сельскохозяйственной и т.д. выставки.
фото:
118 - А. Антонов, Омск (лицо)
119 -  А. Антонов, Омск (лицо)
120 - фотография А. А. Антонова, Омск,  Главная: Ильинский форштат, д. Кесслер, отделение уг. Тобольской и Губернаторской (оборот)
121 - Фотограф А. Антонов. против гостиницы «Россия», соб. дом (оборот)
122 - “Московская фотография Антонова в Омске,  Главная: Ильинский форштат, д. Кесслер, отделение – уг. Тобольской и Губернаторской” (оборот)
123 - А. Антонов, Омск (лицо)
123а - А.А. Антонов, Омск Главная: Ильинский форшт, д. Кесслер, отделение – уг. Тобольской и Губернаторской (оборот)
+ 117 - Дешевая Фотография против почты д. Завадской, отделение фотографии Антонова (оборот)



Антонов Александр Антонович №2:
1)  владелец фотографии в Ельце (годы?). Владелец фотографии в Ефремове в 1901- 1903 гг.
1) член РФО в 1900, 1903 и 1906, причем в 1906 проживает в гор. Омск, Акмолинской обл., Люблинский пр., д. Кузьмина

Антонова Александра Александровна №3
1) Гор. Ефремов, Тульской губ., фотография Антонова - это адрес жительста? место работы? 
2) член РФО с 1904, в 1906, проживает в гор. Омск, Акмолинской обл., Люблинский пр., д. Кузьмина, очевидно вместе с Антоновым Александром Антоновичем №2:
фото:
125 - А.А. Антонова, Омск, Сергиевская ул., 54 (оборот)
126 - А. Антонова, Омск (лицо)
Кстати, непонятно как коррелирует пункт 2. (примеры фотографий из Омска) с п.1 (Гор. Ефремов, Тульской губ...)

Поскольку из Попова больше информации не извлечь подключеем мировой разум:

Полная цитата из Е. Галкиной:
В начале XX века в уездах стали появляться временные заведения, действовавшие по билетам общероссийской организации "Русское фотографическое общество в Москве", которое объединило провинциальные фотографические общества, возникавшие с 1890-х годов. Оно предоставляло своим действительным членам напрокат лаборатории, аппаратуру и выдавало билет, разрешавший производить фотографические работы. Срок его действия ограничивали одним годом. Такие мастерские были в Ефремове: фотография А.А. Антонова (1901 — 1903 г.г.) и фотография Е.С. Киреева (1906 — 1907 г.г.)[29]. Временные отделения в уездных городах "для приема заказов на исполнение" открывались также тульскими фотографами — профессионалами.
[28] ГАТО. Ф. 90. Оп.1. Д. 36724. Л. 15; Д. 38891. Л. 24, 40; Д. 36724. Л. 8.

6. Антонов Александр Антонович – Козловский мещанин – Разрешено открыть фотоателье 1.05.1896г. – (ГАОО.ф.580.стол.3.оп.1.д.6302), Ателье продано Кунце Р.Л. в 1900 г. – (ГАОО.ф.580.стол.3.оп.1.д.6940.л.1), - 2006г.(58)
7.  Антонова А.А. – Фотография –   Действительный член Русского фотогр. общества в Москве – За превосходную работу удостоен похвалы и благодарности Его Имп. Высочества Великого Князя Сергея Александровича - Торговая ул. д. Максимовой – Паспорту выполнено «Лит. И. Покорного, Москва» - до 1917г.(фотография)

и обзорное. статья Творцы, ловцы и дельцы мгновений:
В 1870г. на территории Ильинского форштадта, в собственном доме, было открыто второе по счёту омское фотозаведение. Его владельцем стал хозяин одного из книжных магазинов нашего города Исаак Ермолаевич Кесслер.
В конце 80-х годов ХIХв. в Омске появляется «Московская фотография А.А. Антонова». В какой-то степени Александра Антоновича можно назвать приемником Кесслера. Неслучайно в первые годы его работы в нашем городе принадлежавшая ему фотография располагалась в доме И. Е. Кесслера, в Ильинском форштадте. Позднее появились её отделения по ул. Тобольской (ныне ул. Орджоникидзе) и Губернаторской (ныне часть ул. Красногвардейской) , на Дворцовой (сегодня часть ул. Ленина), и наконец, на Любинском проспекте, напротив гостиницы «Россия». Это был довольно высокий сарайного типа павильон со стеклянным фасадом. В 1907 г. А. А. Антонов открывает в Омске свое фотографическое издательство, где пытается печатать открытки и фотоальбомы. В 1911 г. он по просьбе городского распорядительного комитета освещает I Западно-Сибирскую сельскохозяйственную, лесную и торгово-промышленную выставку. За работы на этой выставке А.А. Антонов был удостоен золотой медали.

А с newauction.ru возьмем образцы продукции всех участников марафона.

Да, еще не забыть бы про Лаврова, который вместе с Антоновым фигурировал у Попова в упоминании о "Московской фотографии".

ЛАВРОВ Николай Андреевич. Омск, Акмолинской обл., Губернская ул./ Иркутск, Большая ул., д. Сотникова (ВР-901). Владелец «Московской фотографии» в Омске [Антонов А.?] (РИ-910, СКВР-912). Автограф на иркутской фотографии датирован 27 февраля 1899 г., бланк литографии Макушина П. И.
- СКВР-912 - Вся Россия. Справочная книга. М.: издание Я. П. Крюкова, 1912 г.
- РИ-910 - Адресная и справочная книга Российская Империя (Москва-Сибирь) на 1910 г., год VI. М.: изд. Я. П. Крюкова, 1910.

И, наконец-то, резюмируем все вышеизложенное, смешав, но не взбалтывая. Общая картина выходит крайне противоречивой.

1. Козловский мещанин Антонов Александр Антонович, владелец фотографии в г. Елец Орловской губернии (с 1.05.1896 г. по 1900) и в г. Ефремове Тульской губернии (с 1901 по 1903) не позднее 1906-го года перебирается в г. Омск, Акмолинской обл.. Вероятно, с дочерью Антоновой Александрой Александровной. И счастливо там обустраивается по адресу Люблинский пр., д. Кузьмина, не забыв сообщить о новом адресе в секретариат Российского Фотографического Общества.

Вот он, красавец. Или не он.


Фотограф Антонов А. А. Москва. 2-я половина XIX в.

2. В тоже самое время (конец 90-х) тот же самый (или другой?) Антонов А. А. открывает в г. Омск фотографическое заведение под брендом «Московская фотография А.А. Антонова» по адресу Ильинский форштат, дом Кесслера и, чуть позже, второе заведение на углу улиц Тобольской и Губернаторской.
Обратим внимание, что это одно заведение на углу двух улиц, а не два "отделения на улицах Тобольской и Губернаторской".



3. Кстати. Кеслер И. Е., преемником которого стал Антонов А. А. в 1891-м году удостоился душевной благодарности императора Николая, о чем с гордостью сообщал на оборотках паспарту как минимум до 1896 г. (если верить автографу)

Это к тому, что ни о каких "В конце 80-х годов ХIХв" относительно Антонова А.А речь идти не может.

4. Примерно к 1910-му Антонов А.А. перестает двоится и отмечается чередой величественных деяний.

Во-первых, он открывает в Омске свое фотографическое издательство, где печатает открытки и фотоальбомы (1907).

Во-вторых, Антонов А.А. покупает весьма примечательный дом на Люблинском проспекте, напротив гостиницы «Россия», где обустраивает фотоателье. Заодно, он продает бренд "Московская фотография" (Лаврову?) и отныне на паспарту именуется просто: 
Фотограф А. Антонов. против гостиницы «Россия», соб. дом

Вот он "довольно высокий сарайного типа павильон со стеклянным фасадом":

Он же в пейзаже:
Омск. Гостиница "Россия". Фотография А. Антонова, синематограф "Прогресс"

И внутри:

Фотоателье Антонова, интерьер, 1910 или 1911
Фотоателье Антонова, интерьер, 1910

Фотоателье Антонова, интерьер, 1910

Студия А.А. Антонова Омск 1909 около кинотеатра

Где-то по пути Антонов А. расстается с заведением в Ильинский форштате, (дом Кесслера) и вторым на углу Тобольской и Губернаторской, и, возможно, с третьим на Дворцовой улице, а так же, вероятно, и четвертым – непонятная "Дешевая Фотография против почты дом Завадской, отделение фотографии Антонова".

В третьих, где-то в промежутке между 1902 и 1907 А.А. Антонов факультативно обучает фотографическим искусствам некую Зою Ивановну Жданову, причем столь успешно, что та бросает мужа-дворянина вместе с двумя малолетними детьми и уходит жить к творцу светотеней, а чуть погодя становится первой в Омске женщиной-фотографом.
от Антонова молодая женщина постигает премудрости фоторемесла и перенимает его деловую хватку. В 1909 г. Антонов помогает ей открыть собственное фотоателье в самом центре города – в Ильинском форштадте с филиалом на Тобольской улице. Есть сведения, что Зоя Ивановна также имела фотосалон на Любинском проспекте.



Там нешуточные страсти разгорались, готовый сюжет для сериала.

Ждановские фотозаведение В Ильинском форштадте с филиалом на Тобольской улице – это, надо полагать, предыдущие адреса самого Антонова. Но целых два, а то три заведения – это как-то чересчур для неофитки. Сомнительно.


5. В 1911-м году А.А. Антонов решил не сбавлять оборотов. По просьбе городского распорядительного комитета он освещает I Западно-Сибирскую сельскохозяйственную, лесную и торгово-промышленную выставку, и в итоге этого освещения удостаивается золотой медали. Первая и единственная, вот она, на паспарту.

Фотограф А. Антонов. Любинский просп., против гостиницы «Россия», удостоен золотой медали за фотографическия работы”


На той же самой выставке ветренная фотографиня Жданова увлекается заезжим авиатором Васильевым. "Бурный роман продолжения не получил, но поставил жирную точку в отношениях с А.А. Антоновым."

Как расставшиеся любовники поделили фотографические заведения неизвестно, но в 1913-м году справочник "Весь Омск" фотоателье Ждановой не упоминает, зато неугомонный Антонов владеет сразу двумя, в том числе новым приобретением на улице Сергиевской.

Фотографiи. (Весь Омск, 1913 г. (3 часть. Промышленные и торговые предприятия)
1) Антонова, против гост. Россия".
2) Его же, отделение, Сергиевская.
3) Авдиенко, Новая.
4) Кадыш И. И., Томская, соб. дом
5) Жеребцова, Б. -Ивановская
6) Коркина, Панковская, соб. дом.
7) Путинцева, Войсковая.
8) Третьяковой, Капцевичева.
9) Г. И. Кулага, Думская.

Где-то после 1913-го в бурную фотографическую жизнь Омска решает влится подзабытая нами дочь(?) Антонова Александра Александровна тоже Антонова. Ей и достается новая фотография на Сергеевской.

[28-VI-1914] Фотографiя А.А. Антоновой, Омск, Сергиевская ул., № 54

Вполне возможно А.А. Антонова, Омск, Сергиевская ул., 54 снимала еще в 1919-м.


Больше ничего ни про Антонову А.А., ни про Антонова А.А. неизвестно. 

Но, внезапно, на информационное поле снова выходит роковая Жданова с неизменным авиатором Васильевым,

В начале 20-х годов  ХХ в. по распоряжению Советского правительства начинается национализация частных фотозаведений в пользу Сибирского фото и кинокомитета. Зоя Ивановна эмигрирует на территорию КВЖД - в Харбин, где состоялась новая встреча с авиатором.

В Харбине она снова открывает фотоателье, кроме того устанавливает связи с типографией «Токио», где с вывезенных ею из Омска негативов печатаются модные в начале века фотооткрытки с видами города для открытого письма. Связь с прежней семьей Ждановых ею не была утрачена. Она постоянно переписывалась с сестрой своего бывшего мужа - Лидией Дмитриевной, посвятившей свою жизнь племянникам-сыновьям Зои Ивановны и брату-Сергею Дмитриевичу. В 1927 г. З. И. Жданова последний раз посетила Омск, навсегда связав свою жизнь с эмиграцией.

На этой лирической ноте начнем подведем итоги (кажется уже в третий раз за пост?)

вывод A) 
«Попов А.П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь - справочник» в его нынешнем онлайновом состоянии юзать мучительно и неприятно. 

Но с этим справитcя очень просто:

1) На странице http://museumart.ru/library_photo/ скачиваем три тома в формате epub (осторожно, каждый из них весит 340 Mb)

2) Меняем расширение .epub на .zip
Т.е.: было Spravochnik_Popova_tom_1.epub стало Spravochnik_Popova_tom_1.zip

3) Открываем полученный архив любым приличным архиватором. Выглядит внутри это так:

 Собственно, нам нужны файлы из папки OEBPS/images

4. Файлы из разархивированной папки OEBPS/images – page01.jpg, page02.jpg и т.д. загоняем в FineReader или какой-нибудь другой OCR и через час получаем нормальный читабельный-копировабельный pdf.

5. ?

6. Profit

вывод B: 
«Попов А.П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь - справочник» изобилует опечатками и фактографическими неточностями. 

Это не было бы проблемой, будь справочник Попова wiki-проектом.

T.е. указал Попов, что А.А. Антонов – Владелец «Московской фотографии» и отделений на Тобольской, Губернаторской и Дворцовой ул. А первый же компетентный комментатор аккуратно поправил бы на 4) Владелец «Московской фотографии» и отделений – 1) на углу Тобольской и Губернаторской и 2) Дворцовой ул., причем ссылаясь на паспарту Антонова размещенные тем же Поповым в т. 3. А заодно пометил бы адрес "на Дворцовой" как сомнительный и не подтвержденный источниками. 

А второй, заинтригованный двойным фотографом Антоновым из Омска, провел бы небольшое расследование и выяснил бы где зарыт пёс истины. 

Но, увы, справочник Попова не wiki-проект, а замороженная в jpg'ах глыба. И он такой один, альтернатив нет. И так как он сам по себе уже стал объектом цитирования, то все его хрени и лажи и дальше расползаются по ноосфере,  но уже освященные авторитетом этой псевдоэнциклопедии.

В общем – пользоваться справочником Попова можно (предварительно помыв, см. п.1 выводов), а вот цитировать его (и тем более на него ссылаться,) в приличном обществе видимо не стоит.

7 комментариев:

  1. "а вот что такое ПовР- ФО-904, №6, с. 5 я так и понял,"
    Это журнал "Повестки РФО в Москве" )), еще не такое у Попова встретите

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одной тайной меньше, спасибо.
      Лулзов этот справочник доставляет изрядно. Каждый раз когда с ним сталкиваюсь, вспоминаю цитату "ежели хорошенько поискать, то там, пожалуй, и мантикора найдется".

      Удалить
  2. Самое паршивое, что там ошибок... пруд-пруди. Для примера: следующая - Амурская, так там дважды написан Гуданец и оба раза неправильно. А Динесс - стала Динессон, Ге Луи - ГЕлуи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Волынской – Корицкий и Корыцкий, к фотографам почему-то приписан Лейбенгарц, да, собственно в той же Акмолинской обл. - Коркин и Хоркин. при том, что в Х никакого Хоркина нет. В общем, подозреваю что из задекларированных Поповым 16 000 тыс. персоналий минимум тысяча это двойники.

      Удалить
  3. У кого нет ошибок? Попробуйте сами и у Вас будут. Двойников много, потому что жизни бы не хватило, чтобы провести расследование по всем. Кстати, удивлена, что Антонов из Омска и Ельца одно и тоже лицо, да еще козловский мещанин... Спасибо за подбор и анализ сведений.
    В "10 тыс фотографов" задвоений и ошибок хватает тоже и это объяснимо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кто из нас без греха?
      Идея заметки была в том, что:
      а) в справочнике Попова чертовски много неточностей
      б) это важно, так как он, справочник, такой один и альтернатив пока что не имеется, и его, справочника, пользователем следует быть критически настроенным к фактам в нем изложенным
      в) надежды что эти баги будут исправлены – нет. Формат не позволяет. А был бы он Wiki-русурсом…

      И да, собственно именно этим и занимаемся – пробуем сами. Чутко реагируя на комментарии.

      Удалить
  4. Есть несколько фотографий сделанные в отделенииА Антонова.По адресу дом .заводской 10 против почтовой конторы.

    ОтветитьУдалить