В канцелярии астраханского губернатора ежегодно составлялись ведомости - отчеты по типографиям, литографиям, фотографиям для представления в Главное управление по делам печати. Согласно рапорту старшего чиновника особых поручений при губернаторе Ипполита Ипполитовича Тизенгаузена за 1900 год в городе работало пять фотографий: (А.Н. Вишневской, С.И. Климашевской, С.А. Бобровой, А.Д. Роговенко и М.А. Козлова), одна автоматическая фотография (А.П. Пухова) и три фотографии в губернии (М.И. Самойленко в слободе Николаевской, Е.У. Чурзина в селе Пришиб и И.Д. Кудрявцева в селе Быково).*
Фотография в Астрахани 1861-1920" С.И. Нагайкина
Отметим эту странную неопределенность в рапорте Ипполита Ипполитовича – в 1900 фотографических заведений в Астрахани как бы пять, но шесть. Пять обычных, нормальных, взрослых фотоателье. А к ним довеском шестое, непонятное "автоматическое", что это вообще за фотография такая?
Очень быстро начинает распространяться «моментальная» фотография. Этот вид фотографии был известен еще во второй половине XIX века. Одним из первых фотографов, работавших в этой технике, был безымянный мастер, посетивший Астрахань в 1884 году: «Проездом из-за границы через г. Астрахань пробуду самое короткое время с новым изобретением американской фотографии, которая моментально изготавливает 9 фотографий за 60 коп. Просим обратить внимание, что каждый посетитель получает моментально совсем готовую свою фотографию. Открыто с 10 час. до 6 час. вечера, даже в неясную погоду. Адрес: на углу ул. Полицейской и Канавы, д. Сергеева, против д. Курдова, вход через калитку в верхнем этаже» (дом Сергеева находился рядом с ателье С.И. Климашевской).
Название «моментальная» было не случайным - быстро производилась съемка, и сразу же довольному заказчику вручались фотографии. Качество снимков было невысоким, цены доступные. Посещали такую фотографию люди небогатые. Часто использовали ферротипию, когда изображение получали на жестяной пластинке со светочувствительным слоем черного цвета. Ферротипы были дешевы и быстры в изготовлении.
1) Автор неизвестен. Портрет Н. Токарева. Ферротип. Начало ХХ века. 2) 7. Автор неизвестен. Портрет матери и сына. Начало ХХ века. 3) П.Н. Зубарев. Портрет И.Н. Типакова. 1900-е годы.
В музее хранятся четыре «жестяных снимка». На них изображен астраханец Николай Токаев в разные годы жизни. На снимке – он мальчик-подросток вместе со своим лохматым другом.
Распространению этого вида фотографии способствовало стремительное развитие фотодела, ставшего доступным самым широким слоям населения. Оптовые склады Москвы и Санкт-Петербурга предлагали большое количество аппаратуры и фотографических принадлежностей. Астраханские газеты сообщали: «Новость! Моментальные фотографические аппараты от 12 до 30 рублей и дороже. Большой выбор всех фотографических приборов». Тут же предлагались иллюстрированный каталог и самоучитель. В Астрахани фотографические аппараты и принадлежности к ним предлагал аптекарский магазин А.Н. Керн.
Основная часть фотографов снимала в небольших павильонах в центре города у крепостной стены, на астраханских базарах, вокзалах, набережных. На открытке, изданной И.М. Бочкаревым, изображена такая «моментальная» фотография, и даже не одна, а целых пять, все они расположились у Пыточной башни кремля. Вывеска над одним из павильонов гласит: «Скорая электрическая фотография. Выдача карточек через пять минут». Другой павильон украшает надпись: «Скорая фотография В.И. Лемаева».
Собственно вот та самая Пыточная башня Кремля и «Скорая фотография В.И. Лемаева» (слева). Справа от Лемаева стоят два мафа, и еще одна неопознанная "Фотографiя".
Если заглянуть за угол башни, обнаруживается третья:
А если забраться на саму башню и
В 1904 году три фотографа подают прошение об открытии подобных заведений у стен кремля. Астраханский крестьянин Дмитрий Никифорович Шеин берет разрешение на содержание «моментальной» фотографии для беднейшего населения в течение летнего времени. По истечении срока он обращается с просьбой о продлении работы и продлевает разрешение на весь следующий год.
Тверской крестьянин Николай Николаевич Гусев, «занимаясь профессиональными фотографическими работами много лет», просит производить таковые в Астрахани и ее пределах. Получает разрешение на «моментальную» фотографию на 1 месяц. По истечении времени продлевает еще на 2 месяца, а затем еще и на весь 1905 год.
Бузулукский мещанин Сергей Андреевич Мойский живет в Астрахани пятнадцать лет, десять лет торгует книгами в своем киоске у крепости на Соборной улице. С.А. Мойский открывает скорую ферротипную фотографию у стены крепости напротив магазина «Братьев Гантшер».
На следующий, 1905 год появляется еще больше желающих организовать свое фотодело. В центре города открывает «моментальную» фотографию двадцатилетний пензенский крестьянин Григорий Иванович Мелешкин. В прошении он пишет, что желает «производить снимки по желанию публики в пять минут». В станице Атаманской (Форпост) дозволяется открыть «моментальную» фотографию нижегородскому крестьянину Ивану Петровичу Апыхтину. Последний проживает в Астрахани двадцать лет, ранее служил кочегаром на пароходе общества «Кавказ и Меркурий», а в настоящее время имеет свою книжную лавку у городских весов рядом с кремлем. Фотография становится сопутствующим занятием при торговле книгами и другой печатной продукцией.
В 1905 году желает «заняться фотографическими снимками в Астрахани» потомственный дворянин «фотограф-практикант» Михаил Николаевич Туманов, прибывший из Баку и оставшийся «без всяких средств к жизни».
Крестьянин Владимирской губернии Иван Алексеевич Кузьминов в своем заявлении по поводу открытия кабинета светописи подробно описывает причины, заставившие его заняться фотографией: «По поводу моей профессии живописца и фотографа-любителя, которые обеспечивают мои жизненные потребности, и так как более не имею никаких средств и занятий к пропитанию, вследствие чего желаю заняться подходящим для меня ремеслом».
Не остались в стороне села и уездные города. В 1905 году Астраханский мещанин Михаил Иванович Мазин, 45 лет отроду, открывает «моментальную» фотографию в селе Четыре Бугра Астраханского уезда.
В ответ на просьбы открыть фотографическое заведение практически всегда давалась положительная резолюция, только в одном случае разрешение не было получено. Случилось это с енотаевским мещанином Иваном Харлампиевичем Ларионовым. Он захотел открыть две фотографии: в городе у бастиона крепости и в пределах губернии. На первое прошение дана положительная резолюция, а на второе последовал губернаторский ответ: «...ходатайство его о разрешении иметь подвижную фотографию в пределах Астраханской губернии мною признано не подлежащим удовлетворению». Причины объяснены не были.
И возвращаясь к рапорту Ипполита Ипполитовича Тизенгаузена за 1900 год – так что же смущало старшего чиновника особых поручений при губернаторе? Почему 5+1? В чем отличие обычной фотографии от "моментальной" с точки зрения компетентных органов надзора?
Сомнения чиновника становятся понятны, если привести полностью название итогового документа, для которого, собственно, он рапорт составлял:
СВѢДѢНІЯ о существующихъ въ Россіи типографіяхъ, литографіяхъ, металлографіяхъ, заведеніяхъ, производящихъ и продающихъ принадлежности тисненія, фотографіяхъ, а равно о мѣстахъ книжной торговли, публичныхъ библіотекахъ и общественныхъ Читальняхъ,Что объединяет первую часть этого перечня? Тиражность. Все перечисленные заведения обладают тем, что в наше время называется "множительно-копировальная техника". Типографии, литографии, фотографии и пр. – все они, будучи оставлены без присмотра, немедленно и сразу начинают тиражировать подрывающую устои политическую литературу и порнографию, которые потом распространяет среди неокрепшего умом населения. Вторая часть списка – книжные лавки, публичные библіотеки и общественные Читальни.
Обычное фотоателье печатает готовые снимки с негативов и может один напечатать, но если захочет, то и сотню, А продукция "моментальной фотографии" единична. Каждый ферротип на жести уникален и существует только в одном экземпляре. С точки зрения государства, обычная фотография – это аналог типографии, а "моментальная" – ярмарочный балаган вроде вырезания силуэта или рисования мелками.
Именно поэтому обычные фотографии строго контролировались оганами полицейского надзора, а "моментальные" либо вскользь упоминались заодно с настоящими, но отдельной строкой, либо вообще игнорировались официальной статистикой.
В 1900-м официальный документ перечислял пять настоящих фотографий в Астрахани: (А.Н. Вишневской, С.И. Климашевской, С.А. Бобровой, А.Д. Роговенко и М.А. Козлова).
В 1904-м официальная статистика насчитывает в городе все те же пять фотографий (и действующие лица, кстати те же, только вместо Бобровой – Карягин". А три или пять "моментальных" кучкующихся под Пыточной башней в статистику вообще не вошли.
Хотя, повторимся, для обычного потребителя разницы, в общем, нет – и там и там человек с фотоаппаратом, "внимание, сейчас вылетит птичка". Ну, да, у "моментальных" не павильоны со стеклянными крышами, а угрюмые сараи, и фотографии "моменталки" выдают на консервных жестянках, а не на красивых паспарту из бристольского картона, но зато ж дешево и не отходя от кассы.
«Скорая электрическая фотография. Выдача карточек через пять минут»
Комментариев нет:
Отправить комментарий