1861-1864 – в г. Вятке фотографическое заведение одно – Лихова.
По поводу личности первого фотографиста г. Вятки консенсус был достигнут еще в 1880 г. – это, несомненно, Ефим Иванович Лихов, открывший 11 марта 1861 г. фотографию по адресу г. Вятка, ул. Преображенская, дом Ухова (совр. адрес: Преображенская, 15).
1865 – в г. Вятка фотографических заведений три:
1) Лихов – Преображенская, дом Н.Н. Ухова
3) Шерер – Царевская улица, дом Давидовича, напротив церкви
2) Хлебников – Спасская улица, дом акушера Федорова
10 декабря 1865 г. Вятские губернские ведомости в связи с очередным открытием фотографии подвевели итог: в Вятке уже три фотографических заведения, старое — Лихова, совсем недавно открытая (буквально летом) Шерера и вот опять. Раздраженный этим нашествием фотографистов автор заметки даже не стал уточнять имени владельца нового фотоателье (это был Хлебников).
А под никнеймом "Шерер" скорее всего выступает Мартин Николаевич Шерер (?-1883), баденский подданный.
В 1863 Мартин Шерер и Георгий Набгольц, временно московские купцы 1-й гильдии, приобрели известную в Москве фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы имени прежнего владельца. Фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера».
В 1868 г. Шерер и Набгольц сдали фирму в аренду курляндскому уроженцу Альберту Мею, с условием сохранить прежнее название фирмы (в новое название ввели только знак «К°») Уехав в Германию, Шерер обосновался в Дрездене, открыл там фотоателье...
Шустрый Шерер "не довольствовался ожиданием клиентов в мастерской, а устраивал с ними встречу по месту их службы, например, в духовном училище, где снимал лиц духовного звания, причем карточки наиболее известных и уважаемых лиц в городе пустил в свободную распродажу в магазине Красовского. Визитные карточки у него стоили 5 рублей за дюжину."
Непонятно как эта бурная деятельность у Шерера совмещалась с московским бизнесом?
1866 – в г. Вятка фотографических заведений 4:
1) Лихов – Преображенская, дом Ухова
2) Шерер – Царевская улица, дом Давидовича.
3) Хлебников "Петербургская фотография" – Царевоконстантиновская в доме Сунгуровой против Царевской церкви.
4) Платунов – Спасская улица, дом акушера Федорова
Подробности:
В течение года: продолжали работать заведения Лихова и Шерера
> В апреле бывший лаборант фотографии Александрова в С.Петербурге Петр Хлебников открыл очередную фотографию на Царевоконстантиновской в в доме Сунгуровой.
> В мае В. Платунов сменил Хлебникова на улице Спасской в доме Федорова.
1867 – в г. Вятка фотографических заведений 4. Или 5:
1) Лихов – Преображенская, дом Ухова
2) Хлебников – Царевоконстантиновская в д. Сунгуровой пр. Царевской церкви, "Петербургская фотография".
3) Новаковский – где? Спасская, д. Федорова или Царевская, д.Давидовича?
4) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой
5?) Рытвинский – Спасская улица, в доме чиновника Шукевича
В течение года:
> продолжали работать заведения Лихова и Хлебникова (последний уверял публику в том, что освоил цветную фотографию).
«Имею честь известить почтеннейшую публику, что я снимаю фотографические портреты по новому способу, который состоит в том, что цвет лица и платья позирующей особы передаются такими же, какия они есть в натуральном виде. <…> Фотограф Хлебников» // Вятские губернские ведомости. – 1867. № 20. (20.05.1867)
> Шерер уступил место Хлебникову, Платунов куда-то подевался, и внезапно возник некий Новаковский по непонятному адресу.
> В ноябре на Спасской в д. Сунгуровой открылось фотоателье Рылова.
25 ноября 1867 г. Вятские губернские ведомости с нескрываемой иронией подводят итог этой фотографической суете – "итого мы имеем теперь в городе четыре фотографии". Фраза "да сколько ж можно?" цензурою дозволена не была, но явно читается.
> В декабре : Открылось (вероятно) фотографическое зведение Рытвинского.
Рытвинский Иван Фомич. фотограф с 1867 г. Фотография на Спасской улице в доме чиновника Шукевича.
Минский дворянин Иван Фомич Рытвинский был сослан в Вятку в 1855 году за принадлежность к "противоправительственному заговору".
Служил в канцелярии губернатора, а после освобождения от надзора — становым приставом в разных уездах Вятской губернии. В 1866 году последовал указ об увольнении с полицейских должностей лиц польского происхождения в связи с восстанием 1863 года. Несмотря на слезное письмо Рытвинского губернатору, его уволили. Он возвратился в Вятку, где и открыл фотографию. Одновременно Рытвинский служил делопроизводителем в губернском правлении, а всеми работами в фотографии занимался управляющий В. Бишевский.
Рытвинский известен как содержатель фотографии в Вятке в 1867-1872 гг..
1868-1869 –в г. Вятка фотографических заведений.. 4?:
точно были:
1) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.
2) Рытвинский – Спасская, дом Шукевича
вероятно:
3) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой
неизвестно:
1870 в г. Вятка фотографических заведений.. 3? 4?:
точно были:
1) Рытвинский – Спасская, дом Шукевича
2) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.
вероятно:
3?) Банников В. Н. – ?
4?) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой
Подробности:
> Открылась фотография Банникова В. Н.
> В сентябре 1870 года в фотографию Рытвинского на место Ф. Плохецкого, которому было разрешено вернуться на родину, устроился работать Степан Гриневский – будущий отец будущего писателя Александра Грина. Гриневский проработал в фотографии помощником управляющего всего один месяц, за работу он получил 10 рублей и, навеки разочаровавшись в искусстве светописи, уехал из Вятки к "другу Косицкому" в Сарапульский уезд на пивоваренный завод.
Зато теперь, благодаря вдумчивым исследователям творчества Грина, мы знаем поименно всех работников в фотографии Рытвинского на момент осени 1870 г.. Их было пять.
1) Владелец и фотограф – Рытвинский Иван Фомич
2) Фотограф (мастер?) – Бишевский Владислав Ефимович
Дворянин Владислав Ефимович Бишевский был двумя годами моложе Гриневского. Ученик Могилевской гимназии, он также со школьной скамьи "ушел в мятеж", был выслан в Тобольскую губернию, а затем в Вятку. Здесь он с первых дней "занимался фотографическим искусством", как сам писал. После возвращения Рытвинского на полицейскую службу Бишевский стал владельцем его фотоателье. Он жил в Вятке вместе с матерью до 1881 года, когда ему разрешено было вернуться на родину.
3) Помощник управляющего – Ф. Плохецкий, потом мимолетный С. Гриневский.
4) Помощник мастера – И. Дубовик
Помощником мастера вместе с Гриневским был ссыльный Игнатий Дубовик, однокашник Бишевского по Могилевской гимназии. После освобождения в 1871 году он уехал из Вятки.5) мальчик на побегушках – А. Буйневич
Дубовик Игнатий, родился 14.07.1844 г. в Минской губ. Шляхтич. Ученик класса Могилевской гимназии. Как член тайного общества выслан в г. Курган Тобольской губ. С 10.09.1868 г. под надзором в Яранске. Пособие не получал. Холост. В августе 1869 г., получив право свободного проживания в пределах Вятской губ., переехал в Вятку. Служил в фотографии И. Рытвинского. Осво божден от надзора 14.08.1871 на основании Выс. повеления от 13.05.1871 г.
Последним членом маленького коллектива был ссыльный Антон Буйневич, состоявший при ателье "в услужении". Уроженец Гродненской губернии, он остался в Вятке до конца дней. Здесь он женился на своей соотечественнице Стефании Комаркович, пытался устроиться в Варшаве, но, прожив там четыре года, вернулся в Вятку, где открыл фотографию. Пути двух бывших служащих фотографии Рытвинского вновь пересекутся, когда в 1882 году Буйневич поступит надзирателем в земскую богадельню. В этом же ведомстве земских благотворительных заведений служил и Гриневский. И так же, как Гриневский, Буйневич прослужит в земстве до самой смерти. Он умер в 1918 году, пережив всех своих ссыльных друзей, оставшихся в Вятке.
1871-1872 в г. Вятка фотографических заведений.. 2?:
1) Рытвинский – Спасская, дом Шукевича
2) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.
?) Банников В. Н. – ?
?) Репин П. П. – ?
возможно:
?) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой. Или он уже в Сарапуле.
... 1872 г. Первая медаль, присужденная вятскому фотографу...к тому времени переехавшему из Вятки в Сарапул.
> Год начала работы Репина П. П. не совсем понятен. В литературе информация о нем излагается столь лирически, что понять конкретную дату можно только приблизительно. 1871? 1872?
Петр Платонович Репин... Дело его тянулось до семидесятого года и было отнесено к злостному банкротству...а еще через год скончался и брат — Степан Репин. Вдове его Генриетте Егоровне пришлось расстаться с каменным домом, перебраться с дочерью и племянником в деревянный флигелек.
А сирота Петр Платонович был вынужден выйти из 5 класса гимназии и искать себе какого-то дела. Так в Вятке появился еще один невольник фотографии.
1873 в г. Вятка фотографических заведений.. 5?:
Продолжал работать
1) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.
Открылись:
2) Давингхоф
3) Маслеников Г. – на Московской ул. в д. Соколова
4) Зеббин И. – ?
?) Репин П. П. – ?
?) Банников В. Н. – ?
Решительно закрылся:
-) Рытвинский
При этом, что странно, у него оказалось два фотографических заведения, и ни одно из них не находилось по адресу "Вятка, ул. Спасская, дом Шукевича". Оба заведения он продал новым владельцам.
5) Московская улица, дом Захарова. Владелец – чиновница Иванова. Управляющий – Буйневич Антон Онуфриевич. Торговая марка «фот. А. О. Буйневич» (штемпельный оттиск на фотокарточках)
6) Бишевский Владислав Ефимович. В 1872 году владелец бывш. фотоателье Рытвинского И.Ф. на Московской ул. в доме Рязанцевых.
А разве у Репина отчество не Павлович?
ОтветитьУдалитьВозможно и Павлович, но есть и альтернативные мнения:
УдалитьРѣпин П. И. Вятка. – Срезневский, 1888
Рѣпин Петр Павл. - Список типографиям… 1894 г.
Рева. Мастера Светописи – Петр Платонович Репин… – При этом – “а еще через год скончался и его брат — Степан Иванович Репин.
Нашлись потомки Рылова, которые родом из теперешней Курганской области. Есть фото, сделанное в Вятке.
ОтветитьУдалить