среда, 4 мая 2016 г.

Астрахань и АСТРАХАНСКАЯ губерния| 1840 - 1917 | Фотографы и фотоателье


АСТРАХАНСКАЯ ГУБ.

г. Астрахань


1) Селянинов А. | 1859
можно точно назвать имя первого фотографа, работавшего в Астрахани. Им, по сообщению «Астраханских губернских ведомостей» от 14 июня 1858 года, оказался прибывший в город А. Селянинов. 

***

2) Баденмюллер Р.Ф. | 1906-1915, 1916-1917(?)
уг. Ахматовской и Табачного ряда, д.Агамжанова
влад. Климашевская С.И. - ?
В 1906 году Р.Ф. Баденмюллер оказался втянутым в политический скандал. Работая в это время фотографом в ателье С.И. Климашевской, Баденмюллер сделал групповую фотографию участников вечеринки, устроитель которой подозревался в шпионаже. 

3) Беме A.M. «Новая фотография» | 1903 (?), 1906-1915
1906 - 1913: на Большой Демидовской (Биржевой) улице в доме Седовой близ окружного суда 
(В 1906 году свидетельство на открытие фотографии берет жена обер-офицерского сына Александра Михайловна Беме)
Возможно, ателье было открыто раньше – имеется автограф: «1903 г. декабря 5 ч.». 
1914-1915: В 1914 году фотография была переведена в дом Николаева на этой же улице. 

4) Боброва С.А. | 1900-1903
по Екатерининской улице, в доме братьев Аджи-Усейновых
Фотографию Сергеева В.А. покупает жена статского советника София Александровна Боброва. 1 июня 1900 года ей было выдано свидетельство
В музее храниться пять фотографий из ателье С.А. Бобровой, всего одна из них на ее фирменном паспарту. 


5) Боброва С.А. и Карягин С.И. – «Художественная фотография» | 1901-1903
В феврале 1901 года С.А. Боброва объединяется с С.И. Карягиным
В июле 1901 года компаньоны просят выдать свидетельство на право съемки в пределах всей губернии. Подписывает его С.И. Карягин. Он же 6 июля получает открытый лист.
Совместное ателье работает до 1903 года. 
на паспарту - Карягина Художественная фотография – Московская ул., д. Усейнова [20-I-1903]

6) Карягин С.И. – «Художественная фотография» | 1903-1909
1904: все еще находится на Московской улице в доме Усейнова (он же Екатерининская?)
с начала 1904 года С.И. Карягин полноправный владелец ателье. 
1904-1909:  В конце 1904 года он покупает и приспосабливает под ателье дом на Московской улице напротив прежнего ателье. 5 декабря «Художественная фотография» начинает работать на новом месте. (на паспарту - Карягина Художественная фотография – Екатерининская, сб. дом )


-) Иоффе Ш.М. и М.М. 1906-1907
 В январе 1906 года астраханские мещане братья Шлем и Моисей Мордуховичи Иоффе открывают фотографическое заведение в 5 участке на Кирочной (ныне Казанской) улице в собственном доме. Фотография работает до 1907 года.

-) Иофе С.М. , «Рембрандт» | 1906-1908
1906 – на Большой Демидовской улице в доме Иванюкова против разъезда «Керн».
1908 – ателье носит название «Рембрандт»

-) Козлов М.А. «Новая фотография» | 1891-1905
1891 – на Канаве, в доме Страховой, 47
1892-1903 – Набережная реки Кутума у Сапожникова моста, с. д Нагайкина
1903 – продает свою фотографию на Кутуме Анне Петровне Бочкаревой
1904 – в первом участке города (район Косы)
1905 – Своими фотографическими заведениями М.А. Козлов владел до 1905 года. (Нагайкина)

-) Бочкарева А.П. | 1903-1904
наб. р.Кутума, д.Козлова
-) Бочкарев И.М. 1904-1920
Бочкарев И.М. (б.Козлова) (наб. р.Кутума, д.Козлова; Католическая, сб.д.)

24-06 1903 года саратовская мещанка Анна Петровна Бочкарева берет свидетельство на открытие фотографии. Она снимает ателье на Кутуме у Сапожниковского моста в доме Козлова. Своим ателье А.П. Бочкарева владела один год, фотографии печатались на фирменном бланке. 
5-08 1904 года А.П. Бочкарева переписывает фотографию на имя мужа Ивана Митрофановича Бочкарева.
авт: А.П. Бочкаревой – 1904-1-VI
На следующих трех снимках – в ателье Ивана Митрофановича, собственных паспарту он еще не успел заказать, поэтому на чистой оборотной стороне стоит знак-виньетка: «Фотография И.М. Бочкарева».  VI-26-1904 года. Фото на фирменном паспарту И.М. Бочкарева.
1909: из дома Макарова на Кутуме (б. дом Козлова) в самый центр города, в бывшую «Центральную фотографию» А.Д. Роговенко на улице Ахматовской, в дом Маркова, рядом с Гостино-Николаевской церковью. По этому адресу ателье работает два года, затем становится отделением новой фотографии Бочкарева. 
15-VII-1911 года фотоателье И.М. Бочкарева переводится во вновь построенный «в модном стиле специально для фотографии» собственный деревянный дом на Католической (Бабушкина) улице против бани Чернова. 
С 1912 года официальный адрес фотоателье: «Улица Католическая, собственный дом».

-) Букаев К. 1907

-) Веркмейстер В.Ф. | 1866-1873. 1881-1884
1866 - в Табачном ряду в доме Тимофеева.
1872 - получает узаконенное свидетельство на фотографию, которую, открыл «10 лет назад».
1873 - продает дом, возвращается в Саратов.
1881 - «Вновь открытая фотография Веркмейстера в доме Николая Андреевича Зварыкина
1884 - переезжает в соседний дом Углева. Рядом располагается угловой дом Агамжанова



-) Вишневский С.М. | 1861-1899
1899 - Вишневский Степан Михайлович (Канал, 81, сб.д.) (Вся Россия, 1899)
"Существует с 1861 года"
1866 - собственный дом на Канаве, бывший г-жи Ключаревой,
c 1866 – на набережной Варвациевского канала в доме № 83 между Полицейским и Пешеходныммостами.
c 17 мая 1872 - узаконенное свидетельство на давно существующую фотографию.
с 1873 года –  в «Памятных книжках Астраханской губернии»
в 1899 году имя фотографа упоминается в последний раз.

-) Вишневская А.Н. 1900-1911
Вишневская А.Н. (Канава, сб.д.)*ra
В 1900 году свидетельство на содержание фотографии берет Александра Никифоровна Вишневская, вдова коллежского секретаря Степана Михайловича Вишневского. Александра Никифоровна продолжила дело своего мужа, в плоть до 1903 года работает на старом запасе бланков с именем С.И. Вишневского. Постепенно появляются паспарту с ее собственным.

Фотография С. М. и А. Ни. Вишневских – рекорд по продолжительности работы, 50 лет.

-) Восвенек А.И. 1916-1917
вновь открывается фотография художника А.И. Восвенек в 1-м участке на Никольской улице в доме Агамжанова напротив казенных весов. Туда же переведено «Художественное ателье». (в каком смысле "вновь"?)

-) Дунаев Л. | 1907

-) Джура В.Л. «Новая Большая Московская фотография» | 1870-е годы
на Варвациевском канале между Полицейским и Татарским мостами в доме Шишкина


-) Егоров Владимир 1888-1891
на Канаве, 47, в доме Страховой, рядом с Татарским (Адмиралтейским) мостом.
астраханский мещанин
В 1891 году В. Егоров продает свою фотографию М.А. Козлову, а сам уезжает в Асхабад (Ашхабад), где в 1892 открывает новую фотографию.

-) Ермаков И. | 1914
на Большой Демидовской в доме Николаева, возможно, последний купил ателье у A.M. Беме


-) Зурабов Н.Н. «Санкт-Петербургская фотография». 1865 (?)-1872. 1875-1877
а Канаве около Армянского (Земляного) моста
армянин Николай Никитич Зурабов, мещанин, состоящий в привилегии


-) Климашевский Л .В. «Центральная фотография». 1878-1883
-) Климашевская С.И. | 1883-1921
1899 - Климашевская Станислава Ивановна (наб. Канала, у Полицейского моста, сб.д.)


-) Кожебаткин М.Я. «Новая Большая Московская фотография», 1874-1878
Канава, сб.д.*, между Полицейским и Татарским (Адмиралтейским) мостами (ошибка в объявлении - С.Н.). Вероятно, М.Я. Кожебаткин купил ателье у В.Л. Джуры.

-) Коняхин А.П. | 1915
«Новая фотография» А.П. Коняхина

-) Коновалов Н.Д. | 1918 - 1930
ателье Николая Дмитриевича Коновалова. (в 1906 году он работал фотографом в ателье С.И. Климашевской, а позже проходил по делу Р.Ф. Баденмюллера) Вероятно, Н.Д. Коновалов приобрел одну из фотографий у Ф. Роговенко (мл.). На снимках видны старые фоны прежнего ателье.

В 1910 году открывают свое дело рекордное количество фотографов –11.

-) Крюгер | 1867
фотогра­фия Крюгера на Полицейской (Кирова) улице в доме купца Зурабегова

-) Ларионов И.Х. 1905-1907
енотаевский мещанин Иван Харлампиевич Ларионов. Захотел открыть две фотографии: в городе у бастиона крепости и в пределах губернии. На первое прошение дана положительная резолюция, а на второе последовал губернаторский ответ: «...ходатайство его о разрешении иметь подвижную фотографию в пределах Астраханской губернии мною признано не подлежащим удовлетворению». Причины объяснены не были.

-) Лошаков Арон Лазаревич, «Юпитер»  1911-1917
на Полицейской улице в доме Агамжанова рядом с главпочтамтом
первая электрическая фотография, владелец – дербентский мещанин Арон Лошаков

-) Лист Л. «Новая фотография». | 1889 - 1992
в доме Бабаносова напротив Полицейского (Морского) сада, 1 сентября домашний учитель Л. Лист открывает «Новую фотографию» Ателье проработало более трех лет.

-) Лишка К.А. 1870-1872
в 1-м участке г. Астрахани в доме купца Шапошникова (район Косы)

-) Локша Д.С. 1901 -
Темир-хан-Шуринский мещанин Давид Соломонович Локша, уже имея фотографии в г. Петровске Дагестанской области и в г. Ставрополе, просит открыть ателье в Астрахани. Проверка на благонадежность затягивается — идет переписка с военным губернатором Дагестанской области, в результате которой сообщается, что «Локша поведения хорошего». Фотографу Д.С Локше выдается свидетельство, и в августе 1901 года он открывает фотографию в Астрахани.

-) Мертельмейер И. | 1872
В 1872 году в доме А. А. Хлебникова открывает новую фотографию еще один приезжий фотограф - баварский подданный Иоганн Мертельмейер. 12 апреля 1872 года ему выдается «узаконенное свидетельство» на право владения фотографией. Годом раньше И. Мертельмейер открыл фотографическое заведение «Новая Берлинская фотография» в Москве на Мясницкой улице в доме Ломакина. «В этом же году у баварского подданного Мертельмейера инспектором были изъяты негативы «безнравственного содержания». «Безнравственные карточки» фотограф изготовил для продажи на Нижегородской ярмарке. Можно предположить, что после этих событий несостоявшийся бизнесмен переехал на жительство в Астрахань.

-) «Модерн». Геймин | 1917-1920

-) «Новая Тифлисская фотография «Перчь» | 1874
на Канаве у Пешеходного (Мечниковского) моста в доме Папаева

-) Остроумов Федор Семенович | 1910
по Соборной улице, близ крепостной стены, крестьянин Самарской губернии Федор Остроумов

-) Петкенич С.А. | 1882
в доме братьев Сергеевых, на Канаве, рядом с фотографией  г. Климашевского

-) Пухов АЛ. | 1899
в Подкремлевском саду (Александровский бульвар), Алексей Поликарпович Пухов открывает автоматическую фотографию 

-) Роганков П.Т. 1872
на Полицейской улице в доме Бочарева, прошение об узаконивании уже имеющегося у него в Астрахани фотографического заведения неграмотный саратовский мещанин Петр Григорьевич Роганков

-) Романовский И. 1878
на Канаве

-) Смирнов К. 1870-е гг.
на Варвациевском канале между Полицейским и Татарским мостами в доме Шишкина

-) Томашевский Каспар | 1879


-) Хлебников А.А. 1871-1874
На Петропавловской улице в 1871 году в собственном доме

-) Халоупка А.А. | 1912-1917
на Канаве возле Земляного (Таможенного) моста в доме Белугиной (бывший Косовой). 

-) Чудновский А.И. | 1913-1915
на Казанской улице в доме Бирюковой рядом с Казанской церковью. Александр Иванович Чудновский 

-) «Рембрандт». Кругляк Б.Г. | 1914-1920
в полукруге губернаторского дома против Губернаторского сада, Электрическая фотография «Рембрандт». У ателье были свое фирменное паспарту и чернильный штамп-надпечатка. 


39) Роговенко Афанасий Данилович, «Центральная фотография» | 1898-1910

40) Роговенко Ф. (мл.). | 1906-1919. 1924(?)
Сапожниковская, д.Плюнова; Духосошественская, близ Красного моста*

41) «Светопись». | 1914 (?) - 1930-е
В предреволюционные годы в Астрахани начинает работать фотография «Светопись».

42) Сергеев Владимир Андреевич «Новая фотография» | 1896-1900
Екатерининская

43) Шимич К.М. 1893
на Александровском бульваре в доме Инковской работает фотоателье К.М. Шимича. Ничего кроме имени и времени работы фотографа неизвестно, но в музее есть две его фотографии
Суда по фирменному паспарту и колличеству сохранившихся фотографий мастера, ателье К.М. Шимича проработало не один год и имело свою клиентуру. 


-) Семенов Т. | 1907


-) «Русская фотография» | 1867
в Та­бачном ряду против дома купца Макарова


-) Румянцев Н.В. 1905-1917
1905-1912 – по Казанской улице рядом с казанской церковью в доме Бирюковой
1911-1912 – влад. Прасковья Васильевна Румянцева
1914-1917 – по улице Сапожниковой в доме Воробьева
1913-1915 годах по по Казанской улице рядом с казанской церковью в доме Бирюковой работает фотограф А. И. Чудновский

-) Татион | 1910
Берет разрешение на право производства фотографических снимков в Астрахани и пределах Астраханской губернии иеромонах Чуркинского монастыря отец Татион.

-) Токарев М.А. 1901-1917
1901 –  право производства фотографических работ в пределах Астраханской губернии.
Проработав некоторое время по селам и уездам губернии и заработав денег, Токарев открыл свою фотографию в Астрахани:
на Второй Бакалдинской улице в доме Кузина, затем мастерская переехала в дом Масумова по соседству. Спустя некоторое время ателье уже работало в доме Добронравовой рядом с церковью Иоанна Златоуста на этой же улице

-) «Интернационал». | 1920

-)) Яковлев И.И. | 1872 - 1873


??) Фарбер Г.Б. 1883
Фотограф Григорий Борисович Фарбер из города Петровска Дагестанской области дважды за 1883 год просит разрешить на открытие фотографии в Астрахани. Было ли дано разрешение Г.Б. Фарберу на открытие фотографии, неизвестно.


в городах, селах и деревнях Астраханской губернии

Царевский уезд

г. Царев

-) Самофалов Василий Петрович |  1883
херсонский мещанин Василий Самофалов, уже имеющий свое фотографическое заведение в городе Царицыне Саратовской губернии, в июне 1883 года просит астраханского губернатора выдать ему свидетельство на временные заказы в городе Цареве. После кратковременной переписки ему было выдано свидетельство с резолюцией: «Разрешить и учредить наблюдение».

-) Антонович Иван Валерианович | 1901
в городе Царев, киевский мещанин


Николаевская слобода, Царевский уезд

-) Духнов Алексей Иванович |  1910
крестьянин Саратовской губернии

-) Красноюрченко Григорий Феофилович   |  1910
крестьянин Астраханской губернии

-) Росляков  |   1893

-) Самойленко Михаил Иванович 1898 - 1901
... в слободе Николаевской, есть фирменное паспарту.
с 1901 года он пишет новое прошение «на право производства фотографических работ в пределах всей Астраханской губернии». Свое стремление он объясняет так: «Ко мне нередко обращаются жители других селений с просьбами принять от них заказы по фотографии, но не в слободе Николаевской, а на месте их жительства. Имея разрешение на производство фотографических работ в слободе Николаевской, я вынужден отказываться от принятия таковых заказов».

-) Соколов Ф.И. | 1915

-) Танькова Анна Дмитриевна  |  1904
камышинская мещанка


в слободе Капустин Яр, Царевского уезда

-) Шикалов Г.С. 1894
Герасим Савельевич Шикалов

-) Боровиков А.И. | 1910
Алексей Иванович Боровиков, крестьянин

в слободе Николаевской, Царевского уезда

-) Ткаченко П.Г. 1905
     Саратовский крестьянин Петр Григорьевич Ткаченко, проживающий в слободе Николаевской Царевского уезда, просит открыть фотографию в пределах губернии.


Черноярский уезд


г. Черный Яр

-) Гордичук И.С. 1903-1907


в селе Цаца, Черноярского уезда

-) Скульбыдин П.Ф. 1904
Саратовский мещанин Павел Фомич Скульбыдин, проживающий в селе Цаца Черноярского уезда, открывает фотографию в своем селе и одновременно разъезжает со съемкой по всему уезду.

в Черноярском районе

-) Ткачев Т.А. 1902
Крестьянин села Каменный Яр Тимофей Антонович Ткачев в Черноярском районе.

В Енотаевске
-) Kашин А.В. 1914-1920


в Красном Яру
-) Пылаев М.Ф. | 1910
Потомственный дворянин Симбирской губернии Михаил Филиппович Пылаев

-) Егоров Алексей Петрович | 1905

-) Иващенко Филимон Терентьевич | 1905


в селе Пришиб
-) Чурзин Евдоким Ульянович | 1900

в селе Быково
-) Кудрявцев И.Д. | 1900 


Многие фотографы не имели стационарных фотографических заведений. Вооружившись переносной аппаратурой и лабораторией, передвигались они по дорогам в поисках желанных клиентов. Съемка производилась на природе, в неприспособленных местах - домах, сараях, пристройках, часто с животными. Сельчанам было радостно и очень удобно. Своих собственных фирменных бланков эти фотографы не имели, но могли воспользоваться стандартными паспарту с надписями «Visit portrait» («Визит портрет»), «Cabinet portrait» («Кабинет портрет»), «Souvenir» («Сувенир»), поэтому сейчас трудно установить авторов многих старинных снимков. Качество фотографий часто было невысоким. На одном из таких снимков — семья казака В.Г. Бастрыкина из села Пришиб. В просторном помещении растянут потрепанный фон, а на земле расстелена солома. Но все эти неудобства - ничто по сравнению с удовольствием от причастности к таинству фотографии.


В губернии желают работать:

-) Буш И.В. 1902
Поселянин колонии Маргентау Самарской губернии германский подданный Иоганн Вильгельм Буш просит разрешение на занятие фотографией в пределах губернии. Он проживает в селе Пришиб Царевского уезда около 20 лет, все время разъезжает по селам уезда, занимаясь починкою часов, решил заняться фотографией. Резолюция полицмейстера: «Поселянин Буш благонадежен». В июне 1902 года фотографу выдается открытый лист.

-) Дюльдин П.О. 1902
Павел Осипович Дюльдин, крестьянин Саратовской губернии

-) Мулин Е.А. 1903
Егор Аверьянович Мулин, крестьянин Саратовской губернии

-) Кондратенко В.М. 1904
Камышинский мещанин Василий Максимович Кондратенко, содержатель фотографии в Саратове под фирмой «Прогресс», просит разрешение на работы в пределах губернии.

-) Гермашев И.Ф. 1904
В 1904 году берет открытый лист, чтобы «производить фотографические работы в пределах Астраханской губернии» крестьянин слободы Николаевской Царевского уезда Илья Филиппович Гермашев

-) Бельмасов Г.Е. | 1910
воронежский крестьянин, проживающий в селе Киселевка Черноярского уезда, Григорий Ефимович Бельмасов

-) Олейников И.П. 1910
саратовский крестьянин Иван Петрович Олейников,

-) Клаич В.И. | 1910
астраханская дворянка Варвара Ивановна Клаич

-) Вызов И. П. 1904
самарский крестьянин Иван Петрович Вызов, в Астраханской губернии

-) Вызов М.Л. 1910
самарский крестьянин Михаил Петрович Вызов, в Астраханской губернии

-) Лунякова А.Ф. 1910
астраханская мещанка Александра Федоровна Лунякова

-) Евдошенко Е.Г. 1910
астраханский крестьянин Е. Г. Евдошенко. 

-) Евдошенко Ф. 1918-1919
есть две фотографии, напечатанные на паспарту Ф. Евдошенко в 1918 году. Фотограф работал в Красном Яру, имел свое ателье, снимки печатал на собственном паспарту, имел свой владельческий оттиск. 

-) Першин Тимофей Андреевич | 1910
Казак Донской области Тимофей Першин в прошении пишет: «.. .с разрешения его Превосходительства наказного атамана Войска Донского я провожу фотографические работы в пределах Донской области, но т.к. Астраханская губерния прилегает к границам Донской области, то, безусловно, придется производить таковые работы в пределах Астраханской губернии...». У Першина имеется свидетельство от Донского атамана.

-) Зайкин М.А. 1901
в пределах Астраханской губернии, красноярский мещанин Михаил Александрович Зайкин

-) Тарелкин К.Л. 1901
Крестьянин Симбирской губернии Кирилл Александрович Тарелкин, по селам и деревням, в пределах Астраханской губернии

-) Чипинов М.А. 1901
мещанин Михаил Акимович Чипинов, служащий в конторе братьев Нобель, подпись – «фотограф-любитель», фотографические снимки в селах и деревнях Астраханской губернии

-) Поспелов Б.Д. 1901
сын чиновника Виктор Дмитриевич Поспелов, служащий в фотографии А.Н. Вишневской, фотографические снимки в селах и деревнях Астраханской губернии

Прошение «...разрешить нам производить фотографические снимки в селах и деревнях Астраханской губернии с лиц, желающих иметь свои фотографии» подают мещанин Михаил Акимович Чипинов, служащий в конторе братьев Нобель, и сын чиновника Виктор Дмитриевич Поспелов, служащий в фотографии А.Н. Вишневской. Музей располагает двумя фотографиями с видами города «фотографа-любителя» М.А. Чипинова - так он подписывает свои работы. 5 марта 1901 года фотографам выдается открытый лист.


ст. Атаманская

-) Артемьев В.А. «Универсальная фотография на Форпосте» | 1900 - 1918
В 1900 году открыл фотографию на правом берегу Волги на Форпостинской площади во дворе дома Галиутдинова (напротив водонапорной башни). Это одна из двух стационарных фотографий в станице Атаманской, второй владел Георгий Христофорович Долибов.
Ателье успешно проработало до 1918 года, когда новые власти дали распоряжение, срочно освободить занимаемую квартиру и разобрать павильон - здание понадобилось для военкомата.

-) Долибов Г.Х. 1900-1919 (?)
На Форпосте при аптеке Эриванцева работает ателье Георгия Христофоровича Долибова. Фотограф мастерски снимает город, жителей. Среди его работ много пейзажных снимков. «Долибов был членом Российского фотографического общества, награжден медалью за участие во Всемирной технической выставке в Париже в 1900 году». В музее хранится сорок работ этого интересного фотографа, последние музейные снимки датируются 1912 годом.

-) Апыхин И.П. | 1905
В станице Атаманской (Форпост) дозволяется открыть «моментальную» фотографию нижегородскому крестьянину Ивану Петровичу Апыхтину. Последний проживает в Астрахани двадцать лет, ранее служил кочегаром на пароходе общества «Кавказ и Меркурий», а в настоящее время имеет свою книжную лавку у городских весов рядом с кремлем. Фотография становится сопутствующим занятием при торговле книгами и другой печатной продукцией.



в селе Четыре Бугра, Астраханского уезда
-) Мазин М.И. 1905
     Астраханский мещанин Михаил Иванович Мазин, 45 лет отроду, открывает «моментальную» фотографию в селе Четыре Бугра Астраханского уезда.



Очень быстро начинает распространяться «моментальная» фотография. Этот вид фотографии был известен еще во второй половине XIX века. Одним из первых фотографов, работавших в этой технике, был безымянный мастер, посетивший Астрахань в 1884 году: «Проездом из-за границы через г. Астрахань пробуду самое короткое время с новым изобретением американской фотографии, которая моментально изготавливает 9 фотографий за 60 коп. Просим обратить внимание, что каждый посетитель получает моментально совсем готовую свою фотографию. Открыто с 10 час. до 6 час. вечера, даже в неясную погоду. Адрес: на углу ул. Полицейской и Канавы, д. Сергеева, против д. Курдова, вход через калитку в верхнем этаже» (дом Сергеева находился рядом с ателье С.И. Климашевской).

Название «моментальная» было не случайным - быстро производилась съемка, и сразу же довольному заказчику вручались фотографии. Качество снимков было невысоким, цены доступные. Посещали такую фотографию люди небогатые. Часто использовали ферротипию, когда изображение получали на жестяной пластинке со светочувствительным слоем черного цвета. Ферротипы были дешевы и быстры в изготовлении.

     В музее хранятся четыре «жестяных снимка». На них изображен астраханец Николай Токаев в разные годы жизни. На снимке в книге - он мальчик-подросток вместе со своим лохматым другом.

Распространению этого вида фотографии способствовало стремительное развитие фотодела, ставшего доступным самым широким слоям населения. Оптовые склады Москвы и Санкт-Петербурга предлагали большое количество аппаратуры и фотографических принадлежностей. Астраханские газеты сообщали: «Новость! Моментальные фотографические аппараты от 12 до 30 рублей и дороже. Большой выбор всех фотографических приборов». Тут же предлагались иллюстрированный каталог и самоучитель. В Астрахани фотографические аппараты и принадлежности к ним предлагал аптекарский магазин А.Н. Керн.

Основная часть фотографов снимала в небольших павильонах в центре города у крепостной стены, на шумных астраханских базарах, вокзалах, набережных. На открытке, изданной И.М. Бочкаревым, изображена такая «моментальная» фотография, и даже не одна, а целых пять, все они расположились у Пыточной башни кремля. Вывеска над одним из павильонов гласит: «Скорая электрическая фотография. Выдача карточек через пять минут». Другой павильон украшает надпись: «Скорая фотография В.И. Лемаева».
54. Лемаев В.И. 1907

Нами найден всего один снимок на паспарту «моментальной» фотографии. Это работа П.Н. Зубарева
33. Зубарев П.Н. 1900-е гг.

 В 1904 году три фотографа подают прошение об открытии подобных заведений у стен кремля. Астраханский крестьянин Дмитрий Никифорович Шеин берет разрешение на содержание «моментальной» фотографии для беднейшего населения в течение летнего времени. По истечении срока он обращается с просьбой о продлении работы и продлевает разрешение на весь следующий год.
107. Шеин Д.Н. 1904-1907


Тверской крестьянин Николай Николаевич Гусев, «занимаясь профессиональными фотографическими работами много лет», просит производить таковые в Астрахани и ее пределах. Получает разрешение на «моментальную» фотографию на 1 месяц. По истечении времени продлевает еще на 2 месяца, а затем еще и на весь 1905 год.
21. Гусев Н.Н. 1904 - 1905


Бузулукский мещанин Сергей Андреевич Мойский живет в Астрахани пятнадцать лет, десять лет торгует книгами в своем киоске у крепости на Соборной улице. С.А. Мойский открывает скорую ферротипную фотографию у стены крепости напротив магазина «Братьев Гантшер»
64. Мойский С.А. 1904


На следующий, 1905 год появляется еще больше желающих организовать свое фотодело. В центре города открывает «моментальную» фотографию двадцатилетний пензенский крестьянин Григорий Иванович Мелешкин. В прошении он пишет, что желает «производить снимки по желанию публики в пять минут».
61. Мелешкин Г.И. 1905-1907


100. Туманов М.Н. 1905-1907
     В 1905 году желает «заняться фотографическими снимками в Астрахани» потомственный дворянин «фотограф-практикант» Михаил Николаевич Туманов, прибывший из Баку и оставшийся «без всяких средств к жизни».

52. Кузьминов И.А. 1905-1907
Крестьянин Владимирской губернии Иван Алексеевич Кузьминов в своем заявлении по поводу открытия кабинета светописи подробно описывает причины, заставившие его заняться фотографией: «По поводу моей профессии живописца и фотографа-любителя, которые обеспечивают мои жизненные потребности, и так как более не имею никаких средств и занятий к пропитанию, вследствие чего желаю заняться подходящим для меня ремеслом».

 Источники: Fototikon

Комментариев нет:

Отправить комментарий