понедельник, 6 июня 2016 г.

Крещатик. Углы и фотографы


Угол Крещатика и Лютеранской
Угловой дом слева – Крещатик, № 29/1, он же Лютеранская, №1, он же Анненковская №1, видна вывеска "Фотографiя Высоцкаго".

На плане улицы 1911 года:

Фотоателье на Лютеренской (Анненковской), 1 на плане Крещатика, 1911 г.
Фотоателье на Лютеренской (Анненковской), 1 на плане Крещатика, 1911 г.

фотоателье: "Фотографiя Высоцкаго"
- 1873 - 1894 – "Фотографiя Высоцкаго", владелец Высоцкий Владимир
- 1895 - 1905 – "Фотографiя Высоцкаго", владелец Высоцкая Терезия (вдова)
- 1906 - 1907 – "Фотографiя Высоцкаго", владелец Фадей (сын)
- 1908 - 1916 – Фотографiя Менчинского", владелец  Менчинский Витольд


В общем-то очень простая история владельцев и прекрасная иллюстрация проблем атрибуции старинных фотографий по адресу на паспарту. Потому что:

1) Два названия улицы.
Лютеранской улица называлась с 1812-го года. В 1865 г. улицу переименовали в Анненскую (при этом название "Лютеранская" осталось в качестве полуофициального названия). В 1919 г. переименована в ул. Энгельса.

Т.е. – официально-официально улица называлась Анненской аж с 1865 года. Но практически во справочниках до 1899 года фотоателье числилось по улице Лютеранская, 1. В 1899 - 1900 гг. название улицы выбиралось генератором случайных чисел, впрочем как и имя владельца, и в одном справочнике оно именовалось "Высоцкий Фадей Владимирович, Анненковская, 1", а в другом – "Высоцкая Терезия Станиславовна, Лютеранская, д. Попова". С 1901-го (35 лет спустя!) вроде бы все смирились с тем, что улица все-таки Анненская.


2) Два угла.

У улицы Анненской-Лютеранской при пересечении с Крещатиком углов именно два. Дом слева – Крещатик №29/1 и он же – Анненская (Лютеранская) №1, он же – дом Попова.

Дом справа – Крещатик №31/2, он же – Лютеранская, 2, он же – дом Биска. Якорным арендатором той части дома Биска, которая выходила на Крещатик был магазин фирмы «Торговый дом Карл Людмер и сыновья», а со стороны Лютеранской в доме находилось... да, тоже фотоателье. Владельцы – Алопеус, Козловский, Езерский, Бернадский.

И Высоцкий и Алопеус & Co частенько использовали формулировку "угол Крещатика и Лютеранской", и по этой причине во многих современных источниках всех их иногда лихо объединяют в единое фотозаведение на совокупном углу. Это неправильно.



3) Номера и имена.

Издавна большинство киевских обывателей, называя свое местожительство, ограничивались указанием: улица такая-то, дом такого-то. Номера домов старались употреблять пореже, потому что назначались они почти произвольно. На одних улицах соблюдалось разделение сторон на четную и нечетную, на других нет. Порой улица, сформированная из двух-трех более коротких, посреди самое себя опять начинала нумероваться с № 1. Где-то крупные усадьбы дробились на мелкие, из-за чего требовалось вставлять новые номера. Где-то, наоборот, несколько маленьких участков объединялись, и тогда в нумерации происходил скачок... Однако к концу XIX столетия ссылка на домовладельца тоже не помогала: во-первых, строились крупные многоквартирные здания и целые усадебные комплексы; во-вторых, недвижимость все чаще перепродавалась из рук в руки.

И такой бардак продолжался до 27 июля 1898 года. В этот роковой день генерал-губернатор внезапно издал приказ: все без исключения домовладельцы "обязаны над воротами каждого дома и усадьбы иметь фонарь с № дома и названием улицы. Фонари должны быть по всему городу однообразные, по утвержденному губернатором образцу. Фонари заготовляются и освещаются на счет домовладельцев и должны гореть каждую ночь от наступления темноты до рассвета". Этим же приказом в подворотне каждого дома должны были вывешиваться списки жильцов. Невыполнение грозило солидным штрафом или арестом до полутора месяцев. Срок исполнения: не позднее 15 августа


Это все к тому, что указание на номер дома в г. Киеве до 1898 следует воспринимать с некоторой долей иронии.


4. Опечатки и разночтения.

справочник "Вся Росiя"в 1895-м разместил фотозаведение Высоцкого по адресу "Институтская, д. Попова". Ну, попутали они Лютеранскую и Институтскую, бывает. При этом любопытно, что на владельцем дома на Институтской, 1 была некая г-жа Попова.

А вот Менчискій Витольд Адамович, занявший место "бывш. Высоцкаго" на Анненковской, 1, мало того что известен еще и как Мекзунский В. и даже как Месковский В., так еще и адрес указывает "Крещатик, 29/1". Т.е. формально-то он прав, дом все тот же, и он угловой, но неразберихи от этого меньше не становится.




Левый угол. "Фотография В.Высоцкого"Правый угол. Фотография Высоцкого

Правый угол. Безымянная "Фотография" (маленькая такая табличка над вывеской "Парикмахер").Левый угол. Безымянная фотография (маленькая такая табличка).


Фотоателье на улице Лютеранская (Анненковская), 2, он же – Крещатик №31/2, он же – дом Биска (дом справа):

1865< – ?
1866 – Тило Александр «Специальная фотография», на Крещатике в доме генерала Бринкена, вход с Лютеранской горы, против Английского отеля
1867 – Шетциг, на Крещатике, в доме Богадица, против Английского отеля, на верхнем этаже
1868 - 1869 – ?
1871 - 1875 – София фон Фохт, Крещатик дом Мичри
1876 – «Русская фотография» (Крещатик, уг.Лютеранской), – до и после Фохт
1877 - 1885 – ?
1886 - 1889 – Алопеус Н.Ф.
1890-1891 – ?
1892 - 1899 – Козловский Э.Д.
1900 - 1905 - Езерскій И.Ѳ.
1906 - 1907 – Бернадский М.М.(1910 --> Крещатик, 43, дом Верхловского)

... окончательное установление «нумерации в классическом понимании» произошло только в 1898 год . Можно еще добавить, что при назначении номеров придерживались таких правил: нечетные номера составляли левую сторону улицы в направлении возрастания, четные – правую сторону. Были выделены главные направления роста нумерации, в частности: Крещатик – Большая Васильковская; Бибиковский бульвар – Брест-Литовское шоссе; Большая Житомирская – Львовская – Большая Дорогожицкая и др., а от них начиналась нумерация ответвляющихся улиц.

И еще один любопытный нюанс. Сейчас номера с буквами (“-а”, “-б” и т.п.) ставят тогда, когда за лицевым домом есть еще несколько. А до революции номер соответствовал частному домовладению; все постройки на одном участке имели общий номер, а квартиры – сквозную нумерацию по всем домам и флигелям (типа: в лицевом доме – от 1 до 30, в первом флигеле – с 31 до 45, во втором флигеле – с 46 до 60 и т.п.) И в те времена номера с буквами появлялись в тех случаях, если после введения нумерации, принятой в 1898 году, участки делились на части. Характерный пример – Большая Житомирская: там был огромный участок № 8 на углу Владимирской, но в начале ХХ века его разделили на три части: 8/14, 8-а и 8-б. Так оно до сих пор и осталось. – ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ И НУМЕРАЦИЯ ДОМОВ


Комментариев нет:

Отправить комментарий