понедельник, 3 октября 2016 г.

Киев. 2 марта 1874. Фотографические заведения и вопросы.


2 марта 1874 однодневная перепись в г. Киеве* выявила 13 фотографических заведений. Переписчики аккуратно расставили фотоателье по районам и всех обнаруженных внутри рассортировали по категориям (хозяева, техники, рабочие), чтобы выяснить их национальность, гражданство и грамотность. Потом перераспределили еще раз, более детально, по профессиональным навыкам (хозяева предприятия, техники, рабочие-специалисты, ученики, просторабочие) чтобы, в конце-концов, каталогизировать по половым признакам (мужчины, женщины).

Таким образом, мы знаем, что 2 марта 1874 года в г. Киеве:

а) 14 человек владели 13-ю фотографиями (в одной из них – два совладельца)

б) Все 14 владельцев фотоателье были подданными Россiйской Имперiи (поляков - 6, русских - 3, немцев - 2, прочих - 3).

г) Из 67 представителей фотографической отрасли г. Киева 59 были мужчинами и 8 – женщинами.  Мужчины: 14 хозяев, 1 техник (иностранец-славянин), 24 рабочих-специалиста, 16 учеников и 11 простых рабочих. Все восемь женщин числились просторабочими (ресепшионистки?).

д) По районам г. Киева фотозаведения располагались следующим образом:
Дворцовый - 5, Старокиевский - 4, Подол - 3, Печерский - 1.

И вот тут было бы логично озвучить имена четырнадцати фотографических героев 1874 года.
Кто же открывал двери фотоателье в г. Киеве 2 марта 1874 года, впуская настырных переписчиков?


Старокиевский участок,  4 фотоателье
Крещатик, четные номера, Бибиковский бул., Владимирская ул., Фундуклеевская ул.

1) Фундуклеевская, д. Сикславской – Воюцкий Виктор
2) Владимирская, 53, д. Тамара – Кордыш, Иосиф
3) Крещатик, 28/2 – Прорезная, 4,  – Высоцкий и Бенземан?
4) Бибиковский Бульвар, 41, дом Зданевича – Юневичазрешение – 04.05.1874), или Рудницкий и Юневич


Дворцовый участок: 5 фотоателье
Крещатик, нечетные номера, Лютеранская (Анненковская)




5) Крещатик, 5 д. Завадского, в бельэтаже – Постернак
6) Крещатик, 9 д. Мацона – Гербст, Шарль
7) Крещатик, 25, дом Пастеля или Крещатик, 41, дом Мезера  – де Мезер
8) Крещатик, 31/2 – Фохт
9) ? Долженкова?


Подольский участок: 3 фотоателье
10) ?
11) Сорокин
12) ?

Печерский р-н : 1 фотозаведение
13) «фотография Киево-Печерской Лавры».


Хотя не все так просто. В чем проблема?

1) Есть общий список фотоателье (А), в котором указаны имена, период работы и конкретные адреса (улица, дом). Например:
-) Постернак Николай Павлович | 1869-1897
1869 - ???? – Крещатик, 5 д. Завадского, в бельэтаже
1890-1895  – Михайловский переул., 14, угол Софиевской

Мы знаем, что фотограф Постернак работал в г. Киеве с 1869 по 1895 г., т.е. в 1874 году он должен был в статистику попасть. И мы знаем, что в 1869 г. его фотоателье находилось по адресу Крещатик, 5 (Дворцовый участок) а в 1890 – в Михайловском переулке (Старокиевский участок). Чего мы не знаем, так это когда он он переехал с адреса №1 на адрес №2? Конкретно второго марта 1874 где его ателье находилось, в Дворцовой районе или в Старокиевском?

2) Есть статистический список 2 марта 1874 года (B), в котором нет имен, но есть: а) общее количество фотозаведений и владельцев в этот день б) национальность и пол владельцев в) число заведений в конкретном районе города.

У нас простая задача на логику – нужно расставить фотографов из списка (А) так, чтобы параметры логично совпали со списком (B).

нюансы.

1) МЕЗЕР де-, Франц Казимирович (Fr. de Mezer)
Вроде бы не сложно. Мезер работал в Киеве с 1865 по 1917 и 2 марта 1874 года он, безусловно, под перепись попал. Вопрос, в каком доме?

Начинал Мезер свою карьеру фотографа в 1865 году (официальное разрешение – 12.01.1866 г.) в доме Крылова, угол Крещатика и Прорезной (правая сторона Крещатика, Старокиевский участок)

Однако... располагая некоторым достатком, знаменитый фотограф и его жена в 1871 году решили вложить деньги в крупную недвижимость. Они приобрели участок на Крещатике (№ 41). 
В следующем году там началось возведение обширного доходного здания с флигелем в тылу. 
Чтобы собрать необходимую сумму, де-Мезеры одолжили 100 тысяч рублей в Обществе взаимного кредита. Истратив все деньги, они рассчитывали на увеличение кредита – ведь дом был уже почти готов. Однако Общество отказалось пойти им навстречу.  
В 1873 году они как-то ухитрились закончить строительство. На некоторых фотоснимках той поры Мезер проставлял адрес ателье: «Крещатик, дом де-Мезера». 
Но рассчитаться с долгами так и не удалось. Кредиторы подали к взысканию, и усадьбу в 1874 году выставили на торги, а ее владельцев признали несостоятельными должниками. Хорошо еще, что все документы на дом и участок были оформлены только на Алину де-Мезер. Благодаря этому фотографическое заведение осталось в распоряжении ее мужа – оно лишь перебралось в другой дом на Крещатике. Первый в Киеве роскошный доходный дом
Другой дом – это дом Пастеля, Крещатик, 25

Все тот же список фотозаведений г. Киева 1877 года Мезеру приписывает еще одно (после 1866) официальное разрешение на фотографическую деятельность –  17.03.1873. Взято оно, судя по всему, в связи с торжественным переездом Мезера в собственный дом.

Вопрос, собственно в чем – в какой дом постучались 2-го марта 1874 года переписчики? В дом Мезера (или уже не Мезера) №41 или в дом Пастеля, Крещатик, 25? На конфигурацию фотозаведений это не особо влияет (оба в Дворцовом участке), просто интересно.


2) ВЫСОЦКИЙ Владимир Викентьевич (1846-1894) (Wtodzimierz Wysocki)
В 1874 г. на углу Крещатика с Лютеран­ской открыл фотозаведение В. Высоцкий , который до этого в течение 8 лет рабо­тал у Ф. де Мезера. 

Разрешение на открытие фотографии – 11.05.1874. Май.  Какая все-таки насыщенная событиями весна была в Киеве в том году.

Вопрос – работало ли уже 2-го марта 1874 года фотоателье Высоцкого если официальное разрешение на его открытие будет выдано только через два месяца? Или В. Высоцкий как подчиненный Ф. Мезера в это время перетаскивал чемоданы с фотографическими пластинами с одного конца Крещатика в другой, спасаясь от кредиторов?

И что означает сообщение некоего Цалика, процитированное в справочнике Попова?
Вскоре на долю Ф. де Мезера и В. приходи­лось более половины всех заказов в Киеве. 24 000 руб. достигло денежное обращение фотоателье Высоцкого уже в первый год существования - 1873-й. Рекордным был 1892-й: ателье тогда при­несло 52 000 руб. (С. Цалик).

3) ФОХТ фон-, София. Киев. 
Владелица фото­графии с 1871 г (разрешение на открытие фотографии – 15.06.1871)
... участок на ул. Лютеранской № 31/2 в 1834 получил генерал-майор запаса Бринкен. Следующим владельцем усадьбы был купец А. Мичри, который в 1873 г. начал строительство кирпичного двухэтажного здания. В 1875 г. участок приобрел купец Н. Биск с женой. фон Фохт
Дом Бринкен (Мичри, Биска) – находится напротив того самого дома, в который в марте 1874 уже въехал (или еще нет) В. Высоцкий. Годом ранее купец А. Мичри начал его строительство (или перестройку), к 2 марта 1874-го он, надо полагать строительство закончил. Или нет.
В абстрактных 1874 - 1875 годах в доме Мичри находилось фотоателье Софии фон Фохт.

Вопрос –  было ли оно там 2 марта 1874? Если да, то почему среди 14 владельцев фотоателье статистики не обнаружили ни одной женщины? Кстати, если и нет, то вопрос тот же – Фохт-то с 1871-го работала.

4) ГЕРБСТ (Хербст) Шарль Павл. Киев, Подол, затем дом Мацона, Крещатик № 9.
Француз, открыл фо­тографическое заведение в 1858 г., значился в справочниках до 1875 г. [«Календарь Юго-западного края на 1873 год», с. 309,  «Путеводитель по Киеву», 1875 г., с. 111].

2 марта 1874 Гербст владел фотографией либо (уже) в доме Мацона (Крещатик № 9) и был один из пяти владельцев на Дворцовом участке. Либо (еще) сидел где-то на Подоле и, соответственно, был одним из трех подольских хозяев. А может быть уже и нигде не сидел – Гербст француз и иностранец (а их в статистике нет)

Вопросы, вопросы.


статистика 2.03.1873, кликабельно:
* Киев и его предместья: Шулявка, Соломенка с Протасовым Яром, Байкова гора и Демиевка с Саперною слободкою по переписи 2 марта 1874 года, произведенной и разработанной Юго-Западным отделом Имп. Русского географического общества. - Киев : тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1875. - LII, 403 с.; 30РГБ

26 комментариев :

  1. Кто точно: Кордыш, Фохт, Воюцкий, Мезер, Долженкова, Сорокин, Лавра.
    Двое - скорее всего, Рудницкий и Юневич.
    Возможно, Высоцкий (разрешение получил в мае, но мог и раньше начать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ок, тогда пасьянс выглядит следующим образом:

      Дворцовый участок: (5 )

      1) Кордыш – Крещатик №15 или Крещатик № 45 (43)
      поляк (1 of 6)

      2) Мезер – Крещатик, 41 или Крещатик, 25
      немец (1 of 2)

      3) Фохт (женщин среди владельцев нет, но предположим что зарегистрирована фотография была на мужа)
      немец (2 of 2)

      4) Высоцкий -
      Кстати, Высоцкий везде в литературе фигурирует исключительно на Крещатике 29 (Лютернская, 1). Однако на на polona.pl есть пример его фото, на оборотке адрес – д. Верхаловского (Крещатик, 43). Возможно это адрес как раз между Мезером и Лютеранской. Т.е. 1873, может быть и 1872.
      Высоцкий - Крещатик 29 (Лютернская, 1) или Крещатик, 43, д.Верхаловского
      поляк (2 of 6)

      5) ? Янк ?

      Старокиевский участок: (4)

      1) ? Воюцкий ?
      Владикавказский музей фотографии и кино (http://www.fotokinomuseum.com/vojucki) уверяет, что Не позже 1873 г. Воюцкий совместно с компаньоном Баркановым открыл ателье в Кутаиси.
      И приводит убедительную цитату – Вот как описывал его товары "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу" за 1874 г.: "Фотография Воюцкого и Барканова. Цена карточек туземных костюмов 25 копеек серебром

      2) Долженкова
      Впервые встречается, нет ли каких-то подробностей про него? Сословие, может быть адрес?

      3) Рудницкий и Юневич.
      Юневич – разрешение с 04.05.1874, в середине 1873-го он еще в Петербурге. Т.е. где-то в промежутке между этими датами был тандем “Рудницкий и Юневич”

      4) ПОСТЕРНАК


      Подольский:
      1) Сорокин
      2) Гербст?
      3) ?

      Вакансии: (поляков - 4, русских - 3, прочих - 2)

      Печерский
      Лавра
      (прочие 1 of 3)

      Удалить
    2. Воюцкий на Фундуклеевской

      Удалить
    3. Фундуклеевская довольно длинная улица. "В середине 1870-х на Крещатике", может быть на углу Крещатика и Фундуклеевской. В любом случае – это Старокиевский участок. С Воюцким та проблема, что уже в 1873-м он активно осваивал г. Кутаис. Он, конечно, в принципе, мог при этом оставться владельцем в г. Киеве и в марте 1874..., но как-то сомнительно.

      Удалить
  2. Думаю, под прочими... могут скрываться: женщина Фохт и любители (они тоже обязаны были получать разрешение)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут должен решительно не согласиться – вся эта статистика проходит по разряду “промышленные предприятия” . Т.е. 13 – это именно стационарные фотографии с адресом, 14 – это именно их владельцы, а 53 – физлица в них работающие.
      Любители здесь не учитывались.

      Графа “Прочие” относится сугубо к национальности, а точнее (там подробно расписывается методика) – это графа анкеты №XI “откуда родомъ?” Для киевлян – “Киевъ”, для уроженцев мругих местностей Россiйской имперiи – губерния, для иностранцев (или подданых РИ, но родившихся вовне) – государство и “к какой принадлежит национальности”

      И все объясняется, думаю, просто форматом обработки данных – крупные массивы данных типа “русские”, “поляки”, “немцы” удостаивались отдельных категорий, а всякая мелкая экзотика вроде “уроженец брауншвегского герцогства” шла по разряду “прочие”.

      Кстати и отсутствие женщины Фохт может объснятся именно интепретацией данных – в анкете вообще отутствует графа “пол”. Фамилия у нее бесполая, могли и попутать.

      Удалить
    2. А на самом деле все еще интереснее и запутанней. Если вдумчиво вчитатся в правила проведения переписи, то оказывается что “национальность” в более-менее современном понимании этого термина указывалась только иностранцами.

      В случае подданнных Россiйской имперiи – “русский”, “поляк”, “немец” или “еврей” – это родной язык интервьюирумого: “польский”, еврейский, молдавский, грузинский, “эстонский, или чухонский” и т.д.

      Отдельной строкой оговаривается, что украинский и белорусский – это не языки, а наречия:
      “Регистраторы, отбирая листки, спрашивают у домохозяев.. в) на каком из наречий: великорусском, малорусском или белорусском говорят лица из простонародия, показавшие своим языком – русский”

      Так что, поляк Высоцкий потому поляк, что польский у него основной язык. И вопрос с национальностью 14-ти владельцев фотографий (все – подданные РИ) приобретает несколлько странный характер. 6 поляков и 2 немца понятны, 3 русских – это кто угодно, говорящий на великорусском, украинском или белорусском, а что такое “прочие” в этом контексте – вообще загадка. Суахили, например.

      Удалить
  3. и Долженкова. Приблизительно в это время существовало заведение "Русская фотография" (жаль сюда не вставляются картинки), а вот кто хозяин? Возможно Сорокин.
    Кстати, счетчик посещаемости есть? А то такая интересная тема, а откликов ....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Долженкова – это она? Еще одна неучтенная женщина?

      Счетчик есть, посещаемость (за сутки):
      Украина - 163
      Россия - 154
      Бельгия - 30
      Беларусь - 25
      Франция - 9
      Соединенные Штаты - 6
      Германия - 5
      Великобритания - 5
      Швеция - 4
      Республика Корея - 2

      Отсутствие откликов - это специфический формат blogspot, неудобно здесь комментивать. В фейсбук думаю трансляцию что ли организовать, но там свои тараканы.

      “Русская фотография” – это сразу после Фохт, в том же доме, Лютеранская (Анненковская), 2, / он же – Крещатик №31/2, / он же – дом Биска, дом Мичри, дом Бринкена, дом Богадица, дом Киселевскаго
      http://fototikon.blogspot.be/2016/06/post-foht-Kiev.html

      Картинки на самом деле вставлять можно – если линк оконтурить тегами “[img]” “[/img]”
      [img]https://3.bp.blogspot.com/-nU_PaPfeYvQ/V3D0_Fx_AgI/AAAAAAAAf7E/JtrXF637vV83CDbDYBxyHbP6CjCTOgqlQCLcB/s1600/%255Bimg%255D%25D1%2581%25D1%2581%25D1%258B%25D0%25BB%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25BA%25D1%2583%255B%253Aimg%255D.png[/img]
      типа
      [img]https://3.bp.blogspot.com/-i5CzKlKO6i4/V247qWhWdaI/AAAAAAAAf5s/9n4qXTxHEw47Y6AAIO49o5LifiwfCqg_QCLcB/s640/%255B10%2B02%2B1876%255D%2B%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2584%25D0%25B8%25D1%258F%2B%255BPortret%2BEmila%2BMikulskiego%255D%2B2.jpg[/img]

      Удалить
  4. Гербста в 1874, скорее всего, не было

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вполне возможно, что не было, тут хорошо бы взглянуть на этот самый Путеводитель по Киеву, составленный Н. Чернышевым. - 2-е изд., вновь передел. и доп. ... - Киев : тип. Е.Я. Федорова, 1875. и конкретно с. 111, на которую Симзен-Сычевский ссылается.
      В каком контексте там Гербст присутствует? "Вот наши фотографии" или "а вот "были такие вот фотографы"
      Если учитывать, что предыдущее издание того же Путеводителя того же Н. Чернышевым выходило в 1873, то вполне вероятно, что тупо перепечатали информацию.

      Гербсту вообще нужно отдельный пост посвятить, обидно – первый реальный фотоательер в Киеве, а про него везде скороговоркой, две строчки.

      Удалить
  5. Ответы
    1. Украинская wiki утверждает, что Бенземан – это в 1864.

      Удалить
    2. Интересен вот этот оборот
      http://pixs.ru/showimage/benzemanki_2692362_23592241.jpg

      Удалить
    3. Вот это поворот.
      Photographie Benzeman ci-devant Fr. de Mezer, т.е. бывший Мезера,
      Мезер : 1865 (12.01.1866) д. Крылова (Крещатик, 28) -->(?)--> 1873 (17.03.1873) дом Мезера (Крещатик, 41) --> 1874 дом Пастеля, Крещатик, 25(27)
      т.е. Бензен уверенно претендует на еще не остывший после Мезера адрес либо в 1873, либо в 1874, либо на какое-то гипотетическое промежуточное место Мезера в 1867-1873
      р. par Vysochi – р(artenaire?) – партнер? Височи? (Высочина?). А это-то кто такой?

      Удалить
    4. Думаю это Высоцкий. Где-то мелькало, что он у Мезера... а значит у Бенземана, бывшая Мезера.

      Удалить
    5. да, не “h”, а “k”

      Photographie Benzeman ci-devant Fr. de Mezer,
      p.(photographe?) par Vysocki
      à Kiew

      т. е. ф(отограф) Высоцкий, фотография Бенземана, бывшая Мезера

      с учетом того, что Высоцкий вроде бы у Мезера работал 8 лет, а Мезер начинал по сути в 1866… Ну, может не восемь, а меньше. Все происходит однозначно в 1871-1874.

      Как-то тайминг не складывается. Мезер съезжает из ? (д. Крылова, Крещатик, 28) в ? (дом Мезера)? продав-передав фотографию Бенземану (владелец) и оставив, предположим, Бенземану того же Высоцкого в качестве основного фотографа. В мае 1874 и никак не позже у Высоцкого уже свое ателье на Лютеранской. Где-то по пути Высоцкий (соло) успел отметится еще и в д. Верхолавского (Крещатик, 41), кстати там же и где-то примерно в то же время еще был и Голушков (Киев и Житомир).
      Плотность событий становится впечатляет.

      Удалить
    6. Нет, не p.(photographe?). На другом бланке видел (кстати, стоит дата май 1874) - pos. par V...

      Удалить
    7. от posséder – владеть, иметь

      Le permis possédé par Root était authentique. – Удостоверение принадлежащее Рут было настоящим

      possédé par Vysocki - принадлежащее Высоцкому

      И пазл изящно складывается – в марте 1873 Мезер с помпой переезжает в новопосторенный дом., К этому моменту его бывшим фотозаведением в доме Крылова, Крещатик, 28 владеет Высоцкий (на паях с Бенземаном?).

      И это тот самый первый 1873-й, когда “уже в первый год существования денежное обращение фотоателье Высоцкого достигло 24 000 руб.“

      Через год, в мае, Высоцкий переезжает через дорогу на Лютеранскую,1, где и просидит уже все оставшееся время. Автограф “май, 1874” вполне этому соответствует. Да там (в оставленном им доме Крылова) вполне могли неизрасходованными бланками пользоваться вплоть до ноября, пока в помещение не въедет Радошевич.

      Таким образом, решаются противоречия – в 1873 или в 1874-м у Высоцкого уже было ателье – и в том и в другом.

      А 2 марта 1874 переписчики обнаружили среди прочих именно фотоателье Высоцкого, только теперь оно на схеме не в Дворцовом участке, а в Старокиевском. Вместо Марра и Радошевича.

      Удалить
  6. Кстати, не понятно когда Ляквиш работал...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, да.
      Человечество знает о киевском фотографе Ляквише из Симзен-Сычевского. "Какой-то фотограф Ляквиш, комиссионер и посредник Киево-Печерской лавры в её зару­бежных печатных отношениях [17]". Сам Симзен-Сычевский при этом ссылается на "[17] П. Попов «Матеріяли до словника українських граверів». К. 1926 р., ст. 23.". Год при этом не обозначен, перед этим перечисляются фотографы 1866, а потом ремарка "и еще несколько фамилий тех времен".
      Возможно, это путивльский из Срезневского. (ЛЯКВИШ А. И. Путивль, Курской губ. ССК, с. 257). В любом случае, в случае Киева (если он там и был) – вторая половина 1860-х

      Удалить
    2. Наверное - да. В начале 1870-х он в Черниговской губернии, а в Путивле уже в начале 1880-х.

      Удалить
  7. Ничего не изменилось... в Киеве в апреле 1864г - 14 фотографий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Набор адресов фотозаведений несколько иной, имена практически все другие, – все-таки изменения наличествуют.

      А "апрель 1864" - это из какого-то статистического сборника информация? Или у них в этот день тоже была перепись?

      Удалить
  8. В связи с обсуждением Закона о печати были собраны данные о фотографических заведениях России. Хранилось в РГИА, но... в 1930-х дело было ликвидировано. Кто-то посчитал его ненужным. Возможно в киевском архиве что-нибудь осталось.

    ОтветитьУдалить
  9. В современность обитатели города регулярно сбегают от смога и гула за город. И хотя наихорошим достичь вариантом остается строительство личного коттеджа, есть хорошая кандидатура – покупка и ремонт старенького древесного дома в Подмосковье politologa. Уже само это экологически незапятнанное жилье, а качественный ремонт деревянного жилища разрешает устроить его долговечным, удобным и стильным. Хотя это затратное и хлопотное мероприятие, что,этим не, ремонт жилища получится дешевле, чем его покупка. Впоследствии издержки окупятся с лихвой.

    ОтветитьУдалить