И не нужно забывать, что "история фотографии" даже в предельно серьезном, прямо таки научном своем состоянии – это дисциплина гуманитарная. Самое могучее исследование нашего времени – диссертация "Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843–1918 гг.), кандидата исторических наук Идрисовой Риммы Равефовны имеет подзаголовок – Специальность "Отечественная история".
А "Отечественная история", как мы все понимаем, дисциплина скорее фэнтезийная, чем научная. Толкиен, Мединский... это вам не физика Краевского.
Например, возьмем фотозаведение в Казани на ул. Воскресенской, дом Алкина. Краткая история: открыта в 1864 г. прусским подданным Локке. В 1876 г. Локке уезжает из Казани, продав фотографию Гисси. В 1879 Локке возвращается, покупает фотографию обратно. В 1897 г. Локке продает фотографию Трюмперу. Трюмпер в 1898 перепродает Беляеву, тот в 1905-м Финкельштейну, Финкельштейн в начале 1907-го – Якобсону М., а Якобсон М. в том же году, но ближе к зиме – Якобсону И.
С точки зрения почтового ведомства Российской империи – это одно заведение, а точнее адрес. Вот как начали в 1864 году носить почту в "фотографию на ул. Воскресенской, дом Алкина" так вплоть до 1917-го и продолжали, пока империя не кончилась.
Для простого потребителя фотографических услуг – это семь фотографий (по числу владельцев и вывесок). При этом Локке-1 и Локке-2 естественным образом считаются за одного общего Локке, а номинальный и очень временный Якобсон М. сливается с реальным владельцем Якобсоном И.
Для канцелярии губернатора – это девять принципиально разных фотографических заведений (по числу выданных разрешений). И тут как раз очень даже отличаются Локке-1 от Локке-2, а М. Якобсон от И. Якобсона.
Так сколько фотографий из 110 перечислено в предыдущем абзаце? Одна, семь, девять? Я лично думаю, что восемь, но не уверен.
Напоминаю, мы говорим о фотографических заведениях, определение которых небесспорно, но все-таки поддается категоризации.
А вот термин "фотографы" – это слово-паразит. Оно может обозначать вообще что угодно – от фотографа-любителя до владельца фотоателье. Диссертантов за его использование убивать нужно еще на стадии рецензирования.
И вот еще:
В Российской Империи законодательно была обозначена одна-единственная нация, и это были, как ни удивительно, не русские, а евреи. Всех остальных подданных империи можно классифицировать по вероисповеданию и сословной принадлежности, но по национальности никак не получится просто из-за отсутствия критериев.
Для примера: список владельцев фотографических заведений Казанской губернии в 1893/1894 годах:
Вяткин – губернский секретарь
Колокольников – казанский мѣщанин
Локке – прусский подданный
Мастрюков – бывший рисованія и черченія учитель
Михайлов – казанский мѣщанин
Софонов – сотрудник общества археологіи и этнографіи казанскаго университета.
Федоров Вас. Герас. – неклассный художник
Фельзер – медицины доктор
Шумилов – личный почетный гражданин
И вот скажите, кто здесь русский, а кто не татарин?
А "Отечественная история", как мы все понимаем, дисциплина скорее фэнтезийная, чем научная. Толкиен, Мединский... это вам не физика Краевского.
Число 110 в обоих абзацах как бы намекает, что речь идет об одном и том же типе объектов. А это не так. В первом случае перечислены 110 одушевленных фотографов, во втором – 110 бездушных фотографических заведений. Так кого или чего было в Казани 110? Фотографов или фотографий? Какой вообще смысл автор вкладывает в эти термины?Второй параграф «Развитие фотографического дела в Казанской губернии 1865–1918 гг.» рассматривает региональную историю фотографии с учетом местной специфики....
К 1868 г. в Казани насчитывалось 8 фотографий, максимальное количество зафиксировано в 1908 г. – 15 заведений.
Всего выявлено 110 – фотографов, работавших в Казани, 54 – в уездных городах.
...
Период работы фотографического заведения составлял от нескольких месяцев до десятилетий.
Из 110 фотографий Казани для 33 период работы установить не удалось,
18 – проработали менее одного года, 25 – от одного года до пяти лет, 21 – от пяти до десяти лет. Более 15 лет – В.П.Бебин, А.П.Вяткина и А.Х.Зимсон. Более 25 лет – Г.Ф. Локке, М.А.Вяткин и С.Г.Михайлов.
Например, возьмем фотозаведение в Казани на ул. Воскресенской, дом Алкина. Краткая история: открыта в 1864 г. прусским подданным Локке. В 1876 г. Локке уезжает из Казани, продав фотографию Гисси. В 1879 Локке возвращается, покупает фотографию обратно. В 1897 г. Локке продает фотографию Трюмперу. Трюмпер в 1898 перепродает Беляеву, тот в 1905-м Финкельштейну, Финкельштейн в начале 1907-го – Якобсону М., а Якобсон М. в том же году, но ближе к зиме – Якобсону И.
С точки зрения почтового ведомства Российской империи – это одно заведение, а точнее адрес. Вот как начали в 1864 году носить почту в "фотографию на ул. Воскресенской, дом Алкина" так вплоть до 1917-го и продолжали, пока империя не кончилась.
Для простого потребителя фотографических услуг – это семь фотографий (по числу владельцев и вывесок). При этом Локке-1 и Локке-2 естественным образом считаются за одного общего Локке, а номинальный и очень временный Якобсон М. сливается с реальным владельцем Якобсоном И.
Для канцелярии губернатора – это девять принципиально разных фотографических заведений (по числу выданных разрешений). И тут как раз очень даже отличаются Локке-1 от Локке-2, а М. Якобсон от И. Якобсона.
Так сколько фотографий из 110 перечислено в предыдущем абзаце? Одна, семь, девять? Я лично думаю, что восемь, но не уверен.
Напоминаю, мы говорим о фотографических заведениях, определение которых небесспорно, но все-таки поддается категоризации.
А вот термин "фотографы" – это слово-паразит. Оно может обозначать вообще что угодно – от фотографа-любителя до владельца фотоателье. Диссертантов за его использование убивать нужно еще на стадии рецензирования.
И вот еще:
По национальному составу среди фотографов большую часть составляли русские, но были также немцы, швейцарец, евреи, поляки. Татар среди владельцев фотозаведений не было.Во-первых, в данном абзаце снова перепутаны два принципиально разных понятия – "подданство" и "национальность". Немцы и швейцарец – это иностранцы, подданые, соответственно, Пруссии и Швейцарии. А все остальные (русские, евреи, поляки и татар-не-было) – это подданые Российской Империи. Иностранца от российскоподданого легко можно отличить по цвету обложки паспорта. Но вот как, ядрена вошь, внутри подмножества "российскоподданые" Римма Равефовна Идрисова умудрилась отделить татар от русских, а русских от поляков? Каким таким волшебным нооскопом?
В Российской Империи законодательно была обозначена одна-единственная нация, и это были, как ни удивительно, не русские, а евреи. Всех остальных подданных империи можно классифицировать по вероисповеданию и сословной принадлежности, но по национальности никак не получится просто из-за отсутствия критериев.
Для примера: список владельцев фотографических заведений Казанской губернии в 1893/1894 годах:
Вяткин – губернский секретарь
Колокольников – казанский мѣщанин
Локке – прусский подданный
Мастрюков – бывший рисованія и черченія учитель
Михайлов – казанский мѣщанин
Софонов – сотрудник общества археологіи и этнографіи казанскаго университета.
Федоров Вас. Герас. – неклассный художник
Фельзер – медицины доктор
Шумилов – личный почетный гражданин
И вот скажите, кто здесь русский, а кто не татарин?
Комментариев нет:
Отправить комментарий