Что не так в этой истории?В 1918 году советское правительство объявило фотоаппараты с аксессуарами к ним предметами роскоши, подлежащими конфискации., а также запретило профессию фотографов как таковую, опасаясь шпионов и других врагов советской власти. Изъятию подвергались также и все негативы, а было их у де Мезера около двух миллионов. К старому фотографу пришли чекисты… Это был удар, которого фотограф, отметивший в 1915 году 50-летний юбилей своей фирмы, выдержать не смог и заболел. Он еще поучаствовал в создании первого фотографического института в Киеве, предоставив под учебные аудитории свои студии. А в 1922 году у де Мезера случился инфаркт и он тихо умер. Большинство его негативов погибло.Популярная цитата из интернета (google, about 2.140 results).
I) ... конфискация фотоаппаратов и запрет на профессию для фотографов в 1918 году.
Нигде не находится оригинала этого постановления, декрета или как оно там называлось. В интернете циркулирует как бы точная цитата, относящаяся правда к следующему году:
В 1919 году советское правительство вообще запретило фотографию в Украине, считая ее «буржуазным изобретением для подглядывания за боевыми действиями рабочего класса по уничтожению классовых врагов пролетариата». Т.е. все фотографы считались шпионами и были под колпаком ЧК.
Так вот, в "Собрании узаконений и распоряжений рабоче-крестьянскаго правительства Украины за 1919 год." таких постановлений нет.
А что есть?
1) постановление №375 от 28.03.1919 –"Об учете и регистрации кинематографических и фотографических предприятий и предметов их производства",
В нем всем владельцам а) электротеатров, иллюзинов, кинопрокатных контор, кино: -ателье, -лабораторий, -школ, фото: -фабрик, -складов, -магазинов, складов и б) частным лицам и организациям располагающим фото- и кино- аппаратами предписано в двухдневный срок сдать на учет все оборудование и материалы и немедленно зарегистрировать свои предприятия, а иначе – суд, трибунал, конфискация.
2) постановление №384 от 01.04.1919 –"О воспрещении реквизиций и уплотнений помещений электро-театров и др. помещений, имеющих отношение к кино-фотографическому делу".
... потому что они учтены и находятся в исключительном ведении Всеукраинского Кино-комитета.II) ... Изъятию подвергались также и все негативы, а было их у де Мезера около двух миллионов...
Коллеги, негатив в 1918 году – это стеклянная пластинка весом около 100 гр. 2 млн. негативов – это 200 тонн стекла. А хранятся и перевозятся негативы в специальных деревянных коробках примерно того же веса, что прибавляет еще 200 тонн дерева. Вы представляете себе эти объемы?
Судя по всему автор этих сведений не совсем правильно понял другую цитату из интернета, а именно:
...за три десятилетия работы (1865-1895) ателье (де Мезера) выполнило 137 800 негативов и около полутора миллионов отпечатков.Речь здесь идет о 140 тыс. негативах у Мезера в 1895 году. Предполагая, что Мезер не снижал темпы и ничего не выкидывал, можно предположить, что к 1918 году у него был архив в 200 - 250 тыс. негативов. Уже не 400, но все равно 50 тонн материалов.
А теперь вопросы:
1) Грузоподъемность стандарной телеги – 750 кг. Чтобы изъять и куда-то вывезти негативы Мезера большевикам понадобилось загрузить 50 тонн фотоматериалов в 70 телег. После чего всю эту груду перевезти куда-то, что бы в этом где-то... что? Что большевики собирались делать с изъятыми негативами?
Фотографический негатив – это вещь, которую можно использовать одним-единственным способом, а именно отпечатать с него фотографию на бумаге. 250 000 фотографий? Как, черт подери, большевики собирались это проделать? И зачем?
2) В 1918 году советское правительство в Киеве просуществовало ровно 1 месяц (с 1.03. по 29.04.1918) в промежутке между Центральной Радой I (7 (20).11.1917 - 26.01 (8.02.).1918) и Центральной Радой II (1.03 — 29.04.1918).
За этот месяц большевики умудрились истребить от 12.000 до 40.000 человек (расследование комиссии Рёрберга), т.е. работали с производительностью от 400 до 1.200 трупов в сутки. При этом еще нужно учитывать аресты, допросы, пытки и прочие процедурные действия несомненно необходимые для построения нового справедливого общества, но требующие большой массы людей и много времени.
И что, в процессе этой бурной деятельности у большевиков действительно нашлось время, желание, ресурсы и возможность бессмысленно гонять по городу караваны телег груженые архивами фотографа Мезера?
Что-то в этой истории не сходится.
P.S.
И, кстати. Когда кто-нибудь все-таки захочет защитить диссертацию на тему "Развитие фотографической отрасли в Киевской губернии", то было бы неплохо разыскать в архиве ЦДАВО документы ВУФКУ* (Всеукраїнський кінокомітет, пізніше реорганізований у Всеукраїнське фотокіноуправління), а именно дела его Учетно-контрольного комитета за март-апрель 1919-го года. Если они сохранились, то там будет полный, исчерпывающий перечень всех фото- и кино- заведений г. Киева в 1919 году, а так же перечень всех торговцев и владельцев фотопринадлежностяей, и, возможно, еще и список фотолюбителей на момент весны 1919-го года. Клондайк.
*Джерельною базою для дослідження питання щодо становлення та діяльності Всеукраїнського кінокомітету є документи фонду 166 “Народний комісаріат освіти УСРР” ЦДАВО України (Центральний державний архів вищих органів влади та управління України (ЦДАВО України)
Комментариев нет:
Отправить комментарий