пятница, 23 сентября 2016 г.

Четыре четырки


Справочник Попова «Российские фотографы (1839-1930»):
ТУККЕР 183-185 Ромуальд Леонардович (Тукер, Tucker R.). Харьков, Екатеринославская ул„ №8 (или  №6, д. Базилевича? – Попов). Потомственный дворянин, житель Варшавы; владелец фотографии «Де Ламитье» в 1892-1897 гг. и с августа 1898-х гг.; в 1897 г. на короткое время продал её Подзорову Ф.Колл, авторов. Фотографы Харьковской губернии 1851-1917. Харьков. 

ПОДЗОРОВ 229 Фёдор Иванович. Харьков, Екатеринославская ул., №8. Крестьянин, купил фотографию у Р. Тукера, открыл её 9 апреля 1897 г. под вывеской «Де Ламитье», работал до августа 1898 г. и продал её тому же Р. Туккеру.
Визитка, оборот: «Фотография Ф. Подзорова, бывшая Р. Тукер (R.Tucker)». Вариант: «F. Podsoroff devant Tucker».Колл, авторов. Фотографы Харьковской губернии 1851-1917.
Болдиталиком выделены вставки Попова в текст книги "Фотографы Харьковской губернии". Цифры после фамилии – ссылки на том №3 (кликабельно):
Л'АМИТЬЕ 22-25, де-. Харьков, Екатеринославская ул., д. №6, фотография де Л'амитье.
Кабинетка в стиле «модерн», бланк литографии И. Покорного, Либава.Визитка: «Изображённый на этой карточке есть действительно окончивший курс VII класса Харьковского Реального училища Глеб Кускорский, 1900 г. И. д. директора Харьковского реального училища (подпись)»NB. Вероятно, с большой степенью досто­верности, Л. приобрёл ателье у Досекина В. С. предположительно в 1898 г.; в 1898-1916 гг. ате­лье функционировало.


Итак, у нас есть два персонажа – Туккер и Подзоров и один бренд – л'Амитье. По мнению коллектива авторов книги "Фотографы Харьковской губернии" отношения этой троицы были довольно просты – Туккер с 1892 и вплоть до неизвестной даты был владельцем фотографии «Де Ламитье» по адресу Екатеринославская №8, за исключением одного года, в течение которого фотографией владел Подзоров.

Тукер, Tucker R
как-то так:

ТУККЕР Ромуальд Леонардович (Тукер, Tucker R.)., фотография «Де Ламитье»  |  1892 - ?
в 1897 г. на короткое время продал её Подзорову Ф.
1892 - 1897, 1898 - ? – Екатеринославская ул„ №8

ПОДЗОРОВ Фёдор Иванович, фотография «Де Ламитье» |  9-IV-1897 - VIII-1898
9-IV-1897 - VIII-1898 – Екатеринославская ул., №8.
купил фотографию у Р. Тукера, продал фотографию Р. Туккеру.

А вот справочник Попова сомневается. Во-первых, у него есть основания думать, что все происходило не в доме №8 по улице Екатеринославская, а в соседнем №6. Во-вторых, Попов считает Л'АМИТЬЕ человеком (Л. приобрёл), приписывает ему покупку фотозаведения у В.С. Досекина в 1898-м г. и смело ставит последнюю точку в периоде работы л'Амитье (человека и фотозаведения) – 1916 год.

К дискуссии неожиданно подключается герой предыдущей серии, неугомонный АЗАРНОЙ. Фёдор Алексеевич настаивает на том, что с мая 1898 и аж до 1919, в том самом №6 по Екатеринославской улице (где по версии Попова уже выясняют отношения Туккер и л'Амитье) владельцем фотозаведения был именно он:
АЗАРНОЙ Фёдор Алексеевич (Азаров). (? - 1926). Харьков, Екатеринославская ул., 6 (д. За­мятина).
Из крестьянской семьи. В Харьков приехал в 1895 г., после трёхлетнего пребывания в каче­стве помощника у Германа Блюма получил в наследство земельный надел в 40 десятин, продал его и на вырученные деньги покупает за 6500 руб. серебром фотографическое заведение на Екатери­нинской (кстати, улица -славская или -катерининская?) ул., д. 6. Владелец фотографии с 6 июля 1898 г. Работал до 1919 г.
(Колл, авторов. Фотографы Харьковской губернии 1851-1917. Харьков, изд. «Сага», 2008

Кратко резюмируем версии:

КФХГ:
Екатеринославская ул. |  №6  | июль 1898 – 1919 – владелец Азарной.
Екатеринославская ул. |  №8  | «Л'АМИТЬЕ» | 1892- март 1897 – владелец Туккер | апрель 1897 - август 1898 – владелец Подзоров | сентябрь 1898 - ? – владелец Туккер

Попов:
Екатеринославская ул. |  №6  | г-н де Л'Амитье | 1898 - 1916 – владелец фотографии (купил у Досекина)
Екатеринославская ул. |  №8  | ?

Теперь смотрим на реальные картинки:

Туккер выступает с паспарту двух типов:
1) Адреса нет, может быть №6, а может быть и №8. Главное, что торговая марка R. Tucker, не «Л'АМИТЬЕ». По крайней мере в 1895 г.
Тукер, Tucker R

2)  R. Tucker на Екатеринославской №6. Явный и недвусмысленный №6. Не №8.
Тукер, Tucker R

Л'АМИТЬЕ:
Несомненная Екатеринославская №6

Предположительно – воспитанница Харьковского института благородных девиц, 1899
Л'АМИТЬЕ

1901:
Л'АМИТЬЕ

1905. Клавдия Игнатова (Черноиванова), Харьковский Институт Благородных девиц:
Л'АМИТЬЕ

Л'АМИТЬЕ

Л'АМИТЬЕ

1909:
Л'АМИТЬЕ

1910:
Л'АМИТЬЕ

1926 (?!)

Л'АМИТЬЕ

Подзоров:
(это, напомним, тот который купил фотографию у Р. Тукера,  продал фотографию Р. Туккеру)

ПОДЗОРОВ Фёдор Иванович, фотография «Де Ламитье» |  1897-1898
9-IV-1897 - VIII-1898 – Екатеринославская ул., №8.

Т3 справочника Попова – №№ 226 и 229: оборотки, Харьков Екатеринославская ул., №8
Мимолетный харьковский Подзоров, как внезапно выяснилось, это известный деятель в области фотографии Российского Дальнего Востока. Прямо из Харькова он отправился в Харбин, далее Владивосток, Порт-Артур и т.д. Во всех этих он экзотических местах организовывал фотографии, в 1909 г. получил Гран-при и Большую золотую медаль на Международной выставке в Милане, а в 1910 г. - медаль выставки в Ростове-на-Дону. Даже подружился с  наследником тайского престола настолько, что на его фотографических бланках появилась надпись «Придворный фотограф Его Корлевского Величества наследного принца Сиамского»

В трудах современных исследователей творчества Подзорова изложена следующая версия харьковского периода его деятельности:
... по происхождению Федор Иванович Подзоров был из государственных крестьян Харьковской губернии. Где и когда обучался фотографическому ремеслу, неизвестно, однако известно, что поначалу он работал управляющим в фотографическом заведении фотографа Ромуальда Леонардовича Туккера, которое тот открыл в Харькове 4 июня 1892 г. по адресу ул. Екатеринославская, 6. Видимо, года через три, но не ранее августа 1894 г., Федор Иванович Подзоров выкупает у хозяина фотографию с условием, что будет работать под фирмой Туккера. Т.е. во всей рекламе - вывесках, объявлениях и пр. заведение по-прежнему называлось «Фотография Р.П. Туккера». 9 апреля 1897 г. Ф.И. Подзоров получает разрешение на открытие в соседнем доме по ул. Екатеринославской, 8 собственного фотографического заведения - «Фотография Ф.И. Подзорова». Проработав чуть более года, не позднее августа 1898 г. Федор Иванович Подзоров внезапно продал все свои заведения и... «пропал».
Photofgaphie F.Podsoroff Devant Tucker Kharkoff rue Ekatherinoslaff № 8

И так-то все запутано, а реальные снимки только добавляют бреда.  Лицевая сторона – R.Tucker, оборотная – Photofgaphie F.Podsoroff Devant Tucker Kharkoff rue Ekatherinoslaff № 8.

Французское слово "Devant" обозначает "перед", "in front of", что-то находится перед чем-то. Вроде как – если двигаться по Екатеринославской в центр города, то дом №8 будет перед домом №6.

HisDoc.ru предлагает другую трактовку перевода:  Фотография Ф. Подзоров под [фирмой] Р. Тукер. Харьков, Екатеринославская улица, № 8. В том смысле, что фотография (чья?) Подзорова под управлением (кого?) Туккера на Екатеринославской №8.

В трактовке Попова таже надпись (или другая?) : «Фотография Ф. Подзорова, бывшая Р. Тукер (R.Tucker)».

И, наконец, последний участник забега – Азарной:

АЗАРНОЙ Фёдор Алексеевич (Азаров). (? - 1926)  |  1898 - 1919
1895 - май-1898 –  помощник фотографа в фотографии Блюма Г. П.
6.061898 - 1926 – Харьков, Екатеринославская ул., 6 (д. За­мятина), владелец

Вот что удивительно – его нет. Т.е. вообще, ни в каком виде фотографий под брендом "Азарной" нигде найти не удалось. Что, прямо скажем, удивительно для фотоателье, которое вроде бы бессменно функционировало в Харькове 20 лет подряд.

Туккера - навалом, Ламитье – хоть стены обклеивай, даже годовалый Подзоров харьковского периода есть. А Азарного нет и нет.

И какой вывод можно сделать из всего вышеперечисленного?

У нас есть текстовые версии из двух источников:

Колл, авторов. Фотографы Харьковской губернии 1851-1917. Харьков, изд. «Сага», 2008. :
Екатеринославская ул. |  №6  | июль 1898 – 1919 – владелец Азарной.
Екатеринославская ул. |  №8  | «Л'АМИТЬЕ» | 1892- март 1897 – владелец Туккер | апрель 1897 - август 1898 – владелец Подзоров | сентябрь 1898 - ? – владелец Туккер

Справочник Попова «Российские фотографы (1839-1930):
Екатеринославская ул. |  №6  | г-н де Л'Амитье | 1898 - 1916 – владелец фотографии (купил у Досекина)
Екатеринославская ул. |  №8  | ?

Плюс ранние годы г-на Подзорова (А.Е. Хильковский «Пропавший» фотограф Подзоров», журнал «Филокартия», 2010 г. )

Плюс реальные фотографии из разнообразных источников.

А теперь попробуем объединить эту мозаику в какую-то цельную и непротиворечивую картину.

Прямо вот так сходу, наверное, и не получится.

Собинов в роли


Но если все имеющиеся факты разложить не по персонам, а по домам, то картина проясняется: 

№6 - дом Базилевича (в 1909 - дом Замятина) (до 1873 - №4, дом Базилевича)

1861-1883 – фотография В.С. Досекина
1884 - 1886 –  фотография Н.В. Досекина
7.04.1886 - 01.08.1886 – помещение пустует
01.08.1886 -01.08.1889 – фотография А.К. Федецкого
01.08.1889 - 4.06.1892 – неизвестно
4.06.1892 - 06.06.1898  – фотография Р.Л. Туккера 
06.07.1898 - 1899 ? – Милый Иван Павлович, фотография (Музей городской усадьбы)
06.06.1898 - 1925 – фотография Ф.А. Азарнова, «Де Ламитье»

№8 - дом Додукалова (до 1873 - №6, дом Додукалова?)

1882 (?) -1883 – фотография Ю. К. Бильдта
1884 - 1892 – неизвестно
1893 - август 1894 – «Венская фотогра­фия», Н.Н. Боднаровского
август 1894 - 9.04.1898 – непонятно:
август 1894 - 1894 (?) «Венская фотогра­фия», И.П. Бурченко
31.08.1894 – 1896 – фотография Штейфона С.K. (Екатеринославская, 8) - (МГУ)
31.08.1894 – 1896 – фотография Штейфона С.K. (Николаевская пл., 6) - (КФХГ)
9.04.1897 - август 1898 – фотография Ф.И. Подзорова (продает Туккеру)
август 1898 - 1899 – ? фотография Туккера ?
1900 - 1902 – фотография «Братья Блюм»

И в деталях:

1) «Де Ламитье». С ним все просто – 06.06.1898 Ф.А. Азарнов покупает у хозяина (таки да – Н.В. Досекин) фотографию на Екатеринославской №6, вешает над входом вывеску «Де Ламитье» и аж 1925 года счастливо там работает.
? непонятна только роль И.П.Милого, который в 1898-1899 путается у Азарного под ногами.

2) Июль-август 1894. Точка бифуркации.

Весной 1894 г. в двух домах была следующая диспозиция: №6 занимала фотография Туккера, №8 – «Венская фотогра­фия», Н.Н. Боднаровского.

В июле 1894 г. в ателье случился пожар. Судя по всему изначально загорелся не Туккер, а соседствующий с ним Боднаровский, но пострадали оба фотоателье,
БОДНАРОВСКИЙ Николай Николае­вич.
В 1889 г. приехал в Харьков и почти два года работал у Федецкого А. К. Самостоятельно начал рабо­тать в Грайвороне Курской губ. В 1893 г. вернул­ся в Харьков и открыл «Венскую фотографию» на Екатеринославской ул., д. 8. Зимой 1894 г. открыл фотографию в г. Ахтырка. После несчастного случая со служившим у него мальчиком Б. про­дал «Венскую фотографию» харьковскому фото­графу Бурченко И. П.Разрешение на открытие другой фотогра­фии (на Нетечинской ул., д. 4) получил за два месяца до несчастного случая - 16 мая 1894 г. 

В августе 1894 г. оба фотоателье возобновили свою работу, Туккер продолжил быть Туккером, а терзаемый муками совести Боднаровский продал помещение И. П. Бурченко (или Штейфону).

Следующие четыре года в доме №6 спокойно работал Туккер, а в доме №8 происходила какая-то непонятная возня вплоть до апреля 1897 г., когда в помещение въехал отпочковавшийся от Туккера Ф.И. Подзоров.

3) Лето 1898. Рокировочка.

В июле-августе 1898 г. в обоих фотоателье снова события  (почему у них все происходило именно летом?)

А) В июне 1898 фотографию в д. №6 покупает Азарнов, выдавливая из помещения Туккера.
Б) В августе того же года из дома №8 уезжает в Харбин Подзоров, продав помещение беспризорному на тот момент Туккеру

4) Осень 1898 - 1899.

В течение этих полутора лет:

В доме №6 переваривают друг друга Азарной и Милый (к 1900-му побеждает Азарной). Над домом висит вывеска «Де Ламитье»

В доме №8 Р. Туккер печалится под вывеской "Фотографiя Tucker R.". Совмещенные паспарту Туккера-Подзорова относятся именно к этому периоду. В 1900-м Туккер продает фотографию братьям Блюм и уезжает на дальний восток искать Подзорова.

5) Present day.

Ситуация напоминает известную притчу про ощупывание слона группой слабовидящих. Вроде бы все источники сообщают правдивые сведения, но очень фрагментарно и в странных интерпретациях.

Прав ли коллектив авторов книги «Фотографы Харьковской губернии 1851-1917», про "ТУККЕР Ромуальд Леонардович (Тукер, Tucker R.). Харьков, Екатеринославская ул„ №8"? Как бы да, только он не №8, а №8 и №6. А если уж быть совсем точным, то очень много №6 и совсем чуть-чуть №8.

Соответствует ли истине утверждение того же коллектива, что ТУККЕР – владелец фотографии «Де Ламитье» в 1892-1897 гг. и с августа 1898-х гг.; в 1897 г. на короткое время продал её Подзорову Ф.? Можно и так сказать, действительно же 1892-1897, правда не «Де Ламитье», а  "R.Tucker". И не продал в 1897, а купил в 1898. А так – все правда

Прав ли Справочник Попова «Российские фотографы (1839-1930)» про "Л'Амитье приобрёл ателье у Досекина В. С. в 1898 г."? В некотором смысле да. Ну, не Л'Амитье, а Подзоров, не у Досекина В. С., а у Досекина Н.В., не в покер, а в шахматы, но действительно – в 1898 г.

В общем... как-то так все было. Или не так.

Возможны варианты.

12 комментариев:

  1. Какая-то путаница с "Ламитье". Азарной в июле 1898г получает разрешение на открытие фотографии "де-Ламитье" на Екатеринославской 6. Туккер работал под своим именем с 1892г на Екатеринославской 6, но... в июле 1894г в ателье случился пожар, а в августе он известил через газету о том, что заказы снова принимаются. А не поменял ли он адрес на соседний?? Тогда все встало бы на свои места. В 1897 он продает Подзорову, тот, в свою очередь, покидает город в 1899г. Возможно тот, кто (если это не Туккер) купил у него ателье использует название "Туккер". Например в 1908г по адресу Екатеринославская 8 числится некто Целлермейер Я.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С пожаром, это интересно, хорошая гипотеза.
      получается, нужно уточнить два момента:

      1) Что происходило по этим двум адресам (Ek6 и Ек8) в период с июля 1894 по май 1898
      и тут на сцене появляются новые персонажи, навскидку (из списка rider) – Екатеринославская, 8, Штейфон Сергей (разрешение 31.08.1894, известные годы работы 1894-1896)

      2) История бренда "Ламитье". С Азарным вроде бы все понятно - купил Екатеринославскую, 6 и под брендом Ламитье работал с 1898 до 1926.
      А вот какое отношение Туккер имеет к Ламитье? И имеет ли вообще, или просто в результате чехарды адресов ему это отношение приписывается?

      И еще вопрос когда вообще Ламитье как бренд появилось? В 1898, на Ек6 вместе с Азарным или раньше, а если раньше то на в №6 или в №8?

      Удалить
  2. Кстати, у Туккера еще отец, Леонард, владел фотографией в 1870-х в Волынской губернии.

    ОтветитьУдалить
  3. Где-то в Новоградволынском уезде

    ОтветитьУдалить
  4. Точнее, думаю, только в архиве... разрешения на открытие. Мне кажется, что в книге больше информации, чем у Попова.

    ОтветитьУдалить
  5. А Екатеринославская 8, случайно не угловой дом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не угловой.

      Согласно списку домовладельце г. Харькова на 1909 г. участок Екатеринославской от Лопанской набережной до Рождественской:
      №2 - дом Замятина (угол с Лопанской наб.)
      №4 - дом Руфа
      №6 - дом Замятина (сквозной на Лопанский пер.)
      №8 - дом Додукалова
      №10 - дом Егорова (сквозной на Лопанский пер.)
      №12 - дом Мангуби (Бабакаевой) - угол с Рождественской ул.

      Что интересно, №6, который во времена Досекина-Федецкого был домом Базилевича в 1909-м уже дом Замятина. И в квартале получается два дома Замятина – №2 и №4. В общем-то это объясняет откуда взялась уверенность "Всей России"-1912 что Азарной на Екатеринославской, 2 располагается.
      А "Вся Россия"-1899 считала что "ТУККЕР Ромуал. Леонар., Екатеринославская, д. Бараневскихъ;". Источник конечно тот еще, но может быть они что-то знали?

      Удалить
  6. Тогда надо искать в 1890-х, возможно нумерацию изменили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нумерацию точно меняли раньше , в 1871-1873.

      Но в общем, кажется удалось все разложить по полкам. Более-менее

      Удалить
  7. Куда у Вас исчезают новые темы? )
    Только появятся и ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иногда на доработку возвращаются в состояние черновика. Бывает, напишешь что-то такое вдохновенное ближе к ночи, опубликуешь, а на утро в тексте обнаруживается ведро глупостей, неудобно становится

      Удалить