2 марта 1874 однодневная перепись в г. Киеве* выявила 13 фотографических заведений. Переписчики аккуратно расставили фотоателье по районам и всех обнаруженных внутри рассортировали по категориям (хозяева, техники, рабочие), чтобы выяснить их национальность, гражданство и грамотность. Потом перераспределили еще раз, более детально, по профессиональным навыкам (хозяева предприятия, техники, рабочие-специалисты, ученики, просторабочие) чтобы, в конце-концов, каталогизировать по половым признакам (мужчины, женщины).
Таким образом, мы знаем, что 2 марта 1874 года в г. Киеве:
а) 14 человек владели 13-ю фотографиями (в одной из них – два совладельца)
б) Все 14 владельцев фотоателье были подданными Россiйской Имперiи (поляков - 6, русских - 3, немцев - 2, прочих - 3).
г) Из 67 представителей фотографической отрасли г. Киева 59 были мужчинами и 8 – женщинами. Мужчины: 14 хозяев, 1 техник (иностранец-славянин), 24 рабочих-специалиста, 16 учеников и 11 простых рабочих. Все восемь женщин числились просторабочими (ресепшионистки?).
д) По районам г. Киева фотозаведения располагались следующим образом:
Дворцовый - 5, Старокиевский - 4, Подол - 3, Печерский - 1.
И вот тут было бы логично озвучить имена четырнадцати фотографических героев 1874 года.
Кто же открывал двери фотоателье в г. Киеве 2 марта 1874 года, впуская настырных переписчиков?
Старокиевский участок, 4 фотоателье
Крещатик, четные номера, Бибиковский бул., Владимирская ул., Фундуклеевская ул.
1) Фундуклеевская, д. Сикславской – Воюцкий Виктор
2) Владимирская, 53, д. Тамара – Кордыш, Иосиф
3) Крещатик, 28/2 – Прорезная, 4, – Высоцкий и Бенземан?
4) Бибиковский Бульвар, 41, дом Зданевича – Юневич (разрешение – 04.05.1874), или Рудницкий и Юневич
Дворцовый участок: 5 фотоателье
Крещатик, нечетные номера, Лютеранская (Анненковская)
5) Крещатик, 5 д. Завадского, в бельэтаже – Постернак
7) Крещатик, 25, дом Пастеля или Крещатик, 41, дом Мезера – де Мезер
8) Крещатик, 31/2 – Фохт
9) ? Долженкова?
Подольский участок: 3 фотоателье
10) ?
11) Сорокин
12) ?
Печерский р-н : 1 фотозаведение
13) «фотография Киево-Печерской Лавры».
Хотя не все так просто. В чем проблема?
1) Есть общий список фотоателье (А), в котором указаны имена, период работы и конкретные адреса (улица, дом). Например:
-) Постернак Николай Павлович | 1869-1897
1869 - ???? – Крещатик, 5 д. Завадского, в бельэтаже
1890-1895 – Михайловский переул., 14, угол Софиевской
Мы знаем, что фотограф Постернак работал в г. Киеве с 1869 по 1895 г., т.е. в 1874 году он должен был в статистику попасть. И мы знаем, что в 1869 г. его фотоателье находилось по адресу Крещатик, 5 (Дворцовый участок) а в 1890 – в Михайловском переулке (Старокиевский участок). Чего мы не знаем, так это когда он он переехал с адреса №1 на адрес №2? Конкретно второго марта 1874 где его ателье находилось, в Дворцовой районе или в Старокиевском?
2) Есть статистический список 2 марта 1874 года (B), в котором нет имен, но есть: а) общее количество фотозаведений и владельцев в этот день б) национальность и пол владельцев в) число заведений в конкретном районе города.
У нас простая задача на логику – нужно расставить фотографов из списка (А) так, чтобы параметры логично совпали со списком (B).
1869 - ???? – Крещатик, 5 д. Завадского, в бельэтаже
1890-1895 – Михайловский переул., 14, угол Софиевской
Мы знаем, что фотограф Постернак работал в г. Киеве с 1869 по 1895 г., т.е. в 1874 году он должен был в статистику попасть. И мы знаем, что в 1869 г. его фотоателье находилось по адресу Крещатик, 5 (Дворцовый участок) а в 1890 – в Михайловском переулке (Старокиевский участок). Чего мы не знаем, так это когда он он переехал с адреса №1 на адрес №2? Конкретно второго марта 1874 где его ателье находилось, в Дворцовой районе или в Старокиевском?
2) Есть статистический список 2 марта 1874 года (B), в котором нет имен, но есть: а) общее количество фотозаведений и владельцев в этот день б) национальность и пол владельцев в) число заведений в конкретном районе города.
У нас простая задача на логику – нужно расставить фотографов из списка (А) так, чтобы параметры логично совпали со списком (B).
нюансы.
1) МЕЗЕР де-, Франц Казимирович (Fr. de Mezer)
Вроде бы не сложно. Мезер работал в Киеве с 1865 по 1917 и 2 марта 1874 года он, безусловно, под перепись попал. Вопрос, в каком доме?
Начинал Мезер свою карьеру фотографа в 1865 году (официальное разрешение – 12.01.1866 г.) в доме Крылова, угол Крещатика и Прорезной (правая сторона Крещатика, Старокиевский участок)
Однако... располагая некоторым достатком, знаменитый фотограф и его жена в 1871 году решили вложить деньги в крупную недвижимость. Они приобрели участок на Крещатике (№ 41).
В следующем году там началось возведение обширного доходного здания с флигелем в тылу.
Чтобы собрать необходимую сумму, де-Мезеры одолжили 100 тысяч рублей в Обществе взаимного кредита. Истратив все деньги, они рассчитывали на увеличение кредита – ведь дом был уже почти готов. Однако Общество отказалось пойти им навстречу.
В 1873 году они как-то ухитрились закончить строительство. На некоторых фотоснимках той поры Мезер проставлял адрес ателье: «Крещатик, дом де-Мезера».
Но рассчитаться с долгами так и не удалось. Кредиторы подали к взысканию, и усадьбу в 1874 году выставили на торги, а ее владельцев признали несостоятельными должниками. Хорошо еще, что все документы на дом и участок были оформлены только на Алину де-Мезер. Благодаря этому фотографическое заведение осталось в распоряжении ее мужа – оно лишь перебралось в другой дом на Крещатике. Первый в Киеве роскошный доходный дом
Другой дом – это дом Пастеля, Крещатик, 25
Все тот же список фотозаведений г. Киева 1877 года Мезеру приписывает еще одно (после 1866) официальное разрешение на фотографическую деятельность – 17.03.1873. Взято оно, судя по всему, в связи с торжественным переездом Мезера в собственный дом.
Вопрос, собственно в чем – в какой дом постучались 2-го марта 1874 года переписчики? В дом Мезера (или уже не Мезера) №41 или в дом Пастеля, Крещатик, 25? На конфигурацию фотозаведений это не особо влияет (оба в Дворцовом участке), просто интересно.
2) ВЫСОЦКИЙ Владимир Викентьевич (1846-1894) (Wtodzimierz Wysocki)
В 1874 г. на углу Крещатика с Лютеранской открыл фотозаведение В. Высоцкий , который до этого в течение 8 лет работал у Ф. де Мезера.
Разрешение на открытие фотографии – 11.05.1874. Май. Какая все-таки насыщенная событиями весна была в Киеве в том году.
Вопрос – работало ли уже 2-го марта 1874 года фотоателье Высоцкого если официальное разрешение на его открытие будет выдано только через два месяца? Или В. Высоцкий как подчиненный Ф. Мезера в это время перетаскивал чемоданы с фотографическими пластинами с одного конца Крещатика в другой, спасаясь от кредиторов?
И что означает сообщение некоего Цалика, процитированное в справочнике Попова?
Вскоре на долю Ф. де Мезера и В. приходилось более половины всех заказов в Киеве. 24 000 руб. достигло денежное обращение фотоателье Высоцкого уже в первый год существования - 1873-й. Рекордным был 1892-й: ателье тогда принесло 52 000 руб. (С. Цалик).
3) ФОХТ фон-, София. Киев.
Владелица фотографии с 1871 г (разрешение на открытие фотографии – 15.06.1871)
... участок на ул. Лютеранской № 31/2 в 1834 получил генерал-майор запаса Бринкен. Следующим владельцем усадьбы был купец А. Мичри, который в 1873 г. начал строительство кирпичного двухэтажного здания. В 1875 г. участок приобрел купец Н. Биск с женой. фон Фохт
Дом Бринкен (Мичри, Биска) – находится напротив того самого дома, в который в марте 1874 уже въехал (или еще нет) В. Высоцкий. Годом ранее купец А. Мичри начал его строительство (или перестройку), к 2 марта 1874-го он, надо полагать строительство закончил. Или нет.
В абстрактных 1874 - 1875 годах в доме Мичри находилось фотоателье Софии фон Фохт.
Вопрос – было ли оно там 2 марта 1874? Если да, то почему среди 14 владельцев фотоателье статистики не обнаружили ни одной женщины? Кстати, если и нет, то вопрос тот же – Фохт-то с 1871-го работала.
4) ГЕРБСТ (Хербст) Шарль Павл. Киев, Подол, затем дом Мацона, Крещатик № 9.
Француз, открыл фотографическое заведение в 1858 г., значился в справочниках до 1875 г. [«Календарь Юго-западного края на 1873 год», с. 309, «Путеводитель по Киеву», 1875 г., с. 111].
2 марта 1874 Гербст владел фотографией либо (уже) в доме Мацона (Крещатик № 9) и был один из пяти владельцев на Дворцовом участке. Либо (еще) сидел где-то на Подоле и, соответственно, был одним из трех подольских хозяев. А может быть уже и нигде не сидел – Гербст француз и иностранец (а их в статистике нет)
Вопросы, вопросы.
статистика 2.03.1873, кликабельно:
* Киев и его предместья: Шулявка, Соломенка с Протасовым Яром, Байкова гора и Демиевка с Саперною слободкою по переписи 2 марта 1874 года, произведенной и разработанной Юго-Западным отделом Имп. Русского географического общества. - Киев : тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1875. - LII, 403 с.; 30. РГБ
Кто точно: Кордыш, Фохт, Воюцкий, Мезер, Долженкова, Сорокин, Лавра.
ОтветитьУдалитьДвое - скорее всего, Рудницкий и Юневич.
Возможно, Высоцкий (разрешение получил в мае, но мог и раньше начать)
Ок, тогда пасьянс выглядит следующим образом:
УдалитьДворцовый участок: (5 )
1) Кордыш – Крещатик №15 или Крещатик № 45 (43)
поляк (1 of 6)
2) Мезер – Крещатик, 41 или Крещатик, 25
немец (1 of 2)
3) Фохт (женщин среди владельцев нет, но предположим что зарегистрирована фотография была на мужа)
немец (2 of 2)
4) Высоцкий -
Кстати, Высоцкий везде в литературе фигурирует исключительно на Крещатике 29 (Лютернская, 1). Однако на на polona.pl есть пример его фото, на оборотке адрес – д. Верхаловского (Крещатик, 43). Возможно это адрес как раз между Мезером и Лютеранской. Т.е. 1873, может быть и 1872.
Высоцкий - Крещатик 29 (Лютернская, 1) или Крещатик, 43, д.Верхаловского
поляк (2 of 6)
5) ? Янк ?
Старокиевский участок: (4)
1) ? Воюцкий ?
Владикавказский музей фотографии и кино (http://www.fotokinomuseum.com/vojucki) уверяет, что Не позже 1873 г. Воюцкий совместно с компаньоном Баркановым открыл ателье в Кутаиси.
И приводит убедительную цитату – Вот как описывал его товары "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу" за 1874 г.: "Фотография Воюцкого и Барканова. Цена карточек туземных костюмов 25 копеек серебром
2) Долженкова
Впервые встречается, нет ли каких-то подробностей про него? Сословие, может быть адрес?
3) Рудницкий и Юневич.
Юневич – разрешение с 04.05.1874, в середине 1873-го он еще в Петербурге. Т.е. где-то в промежутке между этими датами был тандем “Рудницкий и Юневич”
4) ПОСТЕРНАК
Подольский:
1) Сорокин
2) Гербст?
3) ?
Вакансии: (поляков - 4, русских - 3, прочих - 2)
Печерский
Лавра
(прочие 1 of 3)
Воюцкий на Фундуклеевской
УдалитьФундуклеевская довольно длинная улица. "В середине 1870-х на Крещатике", может быть на углу Крещатика и Фундуклеевской. В любом случае – это Старокиевский участок. С Воюцким та проблема, что уже в 1873-м он активно осваивал г. Кутаис. Он, конечно, в принципе, мог при этом оставться владельцем в г. Киеве и в марте 1874..., но как-то сомнительно.
УдалитьДумаю, под прочими... могут скрываться: женщина Фохт и любители (они тоже обязаны были получать разрешение)
ОтветитьУдалитьТут должен решительно не согласиться – вся эта статистика проходит по разряду “промышленные предприятия” . Т.е. 13 – это именно стационарные фотографии с адресом, 14 – это именно их владельцы, а 53 – физлица в них работающие.
УдалитьЛюбители здесь не учитывались.
Графа “Прочие” относится сугубо к национальности, а точнее (там подробно расписывается методика) – это графа анкеты №XI “откуда родомъ?” Для киевлян – “Киевъ”, для уроженцев мругих местностей Россiйской имперiи – губерния, для иностранцев (или подданых РИ, но родившихся вовне) – государство и “к какой принадлежит национальности”
И все объясняется, думаю, просто форматом обработки данных – крупные массивы данных типа “русские”, “поляки”, “немцы” удостаивались отдельных категорий, а всякая мелкая экзотика вроде “уроженец брауншвегского герцогства” шла по разряду “прочие”.
Кстати и отсутствие женщины Фохт может объснятся именно интепретацией данных – в анкете вообще отутствует графа “пол”. Фамилия у нее бесполая, могли и попутать.
А на самом деле все еще интереснее и запутанней. Если вдумчиво вчитатся в правила проведения переписи, то оказывается что “национальность” в более-менее современном понимании этого термина указывалась только иностранцами.
УдалитьВ случае подданнных Россiйской имперiи – “русский”, “поляк”, “немец” или “еврей” – это родной язык интервьюирумого: “польский”, еврейский, молдавский, грузинский, “эстонский, или чухонский” и т.д.
Отдельной строкой оговаривается, что украинский и белорусский – это не языки, а наречия:
“Регистраторы, отбирая листки, спрашивают у домохозяев.. в) на каком из наречий: великорусском, малорусском или белорусском говорят лица из простонародия, показавшие своим языком – русский”
Так что, поляк Высоцкий потому поляк, что польский у него основной язык. И вопрос с национальностью 14-ти владельцев фотографий (все – подданные РИ) приобретает несколлько странный характер. 6 поляков и 2 немца понятны, 3 русских – это кто угодно, говорящий на великорусском, украинском или белорусском, а что такое “прочие” в этом контексте – вообще загадка. Суахили, например.
и Долженкова. Приблизительно в это время существовало заведение "Русская фотография" (жаль сюда не вставляются картинки), а вот кто хозяин? Возможно Сорокин.
ОтветитьУдалитьКстати, счетчик посещаемости есть? А то такая интересная тема, а откликов ....
Долженкова – это она? Еще одна неучтенная женщина?
УдалитьСчетчик есть, посещаемость (за сутки):
Украина - 163
Россия - 154
Бельгия - 30
Беларусь - 25
Франция - 9
Соединенные Штаты - 6
Германия - 5
Великобритания - 5
Швеция - 4
Республика Корея - 2
Отсутствие откликов - это специфический формат blogspot, неудобно здесь комментивать. В фейсбук думаю трансляцию что ли организовать, но там свои тараканы.
“Русская фотография” – это сразу после Фохт, в том же доме, Лютеранская (Анненковская), 2, / он же – Крещатик №31/2, / он же – дом Биска, дом Мичри, дом Бринкена, дом Богадица, дом Киселевскаго
http://fototikon.blogspot.be/2016/06/post-foht-Kiev.html
Картинки на самом деле вставлять можно – если линк оконтурить тегами “[img]” “[/img]”
[img]https://3.bp.blogspot.com/-nU_PaPfeYvQ/V3D0_Fx_AgI/AAAAAAAAf7E/JtrXF637vV83CDbDYBxyHbP6CjCTOgqlQCLcB/s1600/%255Bimg%255D%25D1%2581%25D1%2581%25D1%258B%25D0%25BB%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25BA%25D1%2583%255B%253Aimg%255D.png[/img]
типа
[img]https://3.bp.blogspot.com/-i5CzKlKO6i4/V247qWhWdaI/AAAAAAAAf5s/9n4qXTxHEw47Y6AAIO49o5LifiwfCqg_QCLcB/s640/%255B10%2B02%2B1876%255D%2B%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2584%25D0%25B8%25D1%258F%2B%255BPortret%2BEmila%2BMikulskiego%255D%2B2.jpg[/img]
Гербста в 1874, скорее всего, не было
ОтветитьУдалитьВполне возможно, что не было, тут хорошо бы взглянуть на этот самый Путеводитель по Киеву, составленный Н. Чернышевым. - 2-е изд., вновь передел. и доп. ... - Киев : тип. Е.Я. Федорова, 1875. и конкретно с. 111, на которую Симзен-Сычевский ссылается.
УдалитьВ каком контексте там Гербст присутствует? "Вот наши фотографии" или "а вот "были такие вот фотографы"
Если учитывать, что предыдущее издание того же Путеводителя того же Н. Чернышевым выходило в 1873, то вполне вероятно, что тупо перепечатали информацию.
Гербсту вообще нужно отдельный пост посвятить, обидно – первый реальный фотоательер в Киеве, а про него везде скороговоркой, две строчки.
Возможно еще Бенземан.
ОтветитьУдалитьУкраинская wiki утверждает, что Бенземан – это в 1864.
УдалитьИнтересен вот этот оборот
Удалитьhttp://pixs.ru/showimage/benzemanki_2692362_23592241.jpg
Вот это поворот.
УдалитьPhotographie Benzeman ci-devant Fr. de Mezer, т.е. бывший Мезера,
Мезер : 1865 (12.01.1866) д. Крылова (Крещатик, 28) -->(?)--> 1873 (17.03.1873) дом Мезера (Крещатик, 41) --> 1874 дом Пастеля, Крещатик, 25(27)
т.е. Бензен уверенно претендует на еще не остывший после Мезера адрес либо в 1873, либо в 1874, либо на какое-то гипотетическое промежуточное место Мезера в 1867-1873
р. par Vysochi – р(artenaire?) – партнер? Височи? (Высочина?). А это-то кто такой?
Думаю это Высоцкий. Где-то мелькало, что он у Мезера... а значит у Бенземана, бывшая Мезера.
Удалитьда, не “h”, а “k”
УдалитьPhotographie Benzeman ci-devant Fr. de Mezer,
p.(photographe?) par Vysocki
à Kiew
т. е. ф(отограф) Высоцкий, фотография Бенземана, бывшая Мезера
с учетом того, что Высоцкий вроде бы у Мезера работал 8 лет, а Мезер начинал по сути в 1866… Ну, может не восемь, а меньше. Все происходит однозначно в 1871-1874.
Как-то тайминг не складывается. Мезер съезжает из ? (д. Крылова, Крещатик, 28) в ? (дом Мезера)? продав-передав фотографию Бенземану (владелец) и оставив, предположим, Бенземану того же Высоцкого в качестве основного фотографа. В мае 1874 и никак не позже у Высоцкого уже свое ателье на Лютеранской. Где-то по пути Высоцкий (соло) успел отметится еще и в д. Верхолавского (Крещатик, 41), кстати там же и где-то примерно в то же время еще был и Голушков (Киев и Житомир).
Плотность событий становится впечатляет.
Нет, не p.(photographe?). На другом бланке видел (кстати, стоит дата май 1874) - pos. par V...
Удалитьот posséder – владеть, иметь
УдалитьLe permis possédé par Root était authentique. – Удостоверение принадлежащее Рут было настоящим
possédé par Vysocki - принадлежащее Высоцкому
И пазл изящно складывается – в марте 1873 Мезер с помпой переезжает в новопосторенный дом., К этому моменту его бывшим фотозаведением в доме Крылова, Крещатик, 28 владеет Высоцкий (на паях с Бенземаном?).
И это тот самый первый 1873-й, когда “уже в первый год существования денежное обращение фотоателье Высоцкого достигло 24 000 руб.“
Через год, в мае, Высоцкий переезжает через дорогу на Лютеранскую,1, где и просидит уже все оставшееся время. Автограф “май, 1874” вполне этому соответствует. Да там (в оставленном им доме Крылова) вполне могли неизрасходованными бланками пользоваться вплоть до ноября, пока в помещение не въедет Радошевич.
Таким образом, решаются противоречия – в 1873 или в 1874-м у Высоцкого уже было ателье – и в том и в другом.
А 2 марта 1874 переписчики обнаружили среди прочих именно фотоателье Высоцкого, только теперь оно на схеме не в Дворцовом участке, а в Старокиевском. Вместо Марра и Радошевича.
Кстати, не понятно когда Ляквиш работал...
ОтветитьУдалитьКстати, да.
УдалитьЧеловечество знает о киевском фотографе Ляквише из Симзен-Сычевского. "Какой-то фотограф Ляквиш, комиссионер и посредник Киево-Печерской лавры в её зарубежных печатных отношениях [17]". Сам Симзен-Сычевский при этом ссылается на "[17] П. Попов «Матеріяли до словника українських граверів». К. 1926 р., ст. 23.". Год при этом не обозначен, перед этим перечисляются фотографы 1866, а потом ремарка "и еще несколько фамилий тех времен".
Возможно, это путивльский из Срезневского. (ЛЯКВИШ А. И. Путивль, Курской губ. ССК, с. 257). В любом случае, в случае Киева (если он там и был) – вторая половина 1860-х
Наверное - да. В начале 1870-х он в Черниговской губернии, а в Путивле уже в начале 1880-х.
УдалитьНичего не изменилось... в Киеве в апреле 1864г - 14 фотографий.
ОтветитьУдалитьНабор адресов фотозаведений несколько иной, имена практически все другие, – все-таки изменения наличествуют.
УдалитьА "апрель 1864" - это из какого-то статистического сборника информация? Или у них в этот день тоже была перепись?
В связи с обсуждением Закона о печати были собраны данные о фотографических заведениях России. Хранилось в РГИА, но... в 1930-х дело было ликвидировано. Кто-то посчитал его ненужным. Возможно в киевском архиве что-нибудь осталось.
ОтветитьУдалитьВ современность обитатели города регулярно сбегают от смога и гула за город. И хотя наихорошим достичь вариантом остается строительство личного коттеджа, есть хорошая кандидатура – покупка и ремонт старенького древесного дома в Подмосковье politologa. Уже само это экологически незапятнанное жилье, а качественный ремонт деревянного жилища разрешает устроить его долговечным, удобным и стильным. Хотя это затратное и хлопотное мероприятие, что,этим не, ремонт жилища получится дешевле, чем его покупка. Впоследствии издержки окупятся с лихвой.
ОтветитьУдалить