вторник, 6 сентября 2016 г.

Ё и идеал


Раздел "Ё" справочник Попова «Российские фотографы (1839-1930).  Ровно половина статей в нем лишняя.
Ёлкин Александр Андреевич, фотограф из Петербурга – да.
Елкин Гергий, член правления Благовещенского общества фотографов-любителей – нет.

В 1911 году во время прогулки на пароходе вверх по реке Зее произвел кинематографические съемки.
Ё-мое, ну а пятилетний сынишка Елкина во время той же прогулки сфоткал папиным аппаратом бревно с топором, плывущее вниз по реке Зее. Снимок был напечатан, сохранился, автограф [надпись на обороте: брявняка-топоряка, 1911]. Почему про сынишку нет статьи?

Невозможно перечислить всех аматоров и членов фотокружков, их миллионы. Желание упомянуть любого, кто имел  хоть какое-то отношение к фотографии предсказуемо приводит к хаосу и коллапсу всей концепции.

Если б я был Попов  К размышлениям о том, каким на самом деле должен быть идеальный справочник "Фотографы Российской Империи".
Как выделить фотографов из общей массы фотографирующих? Например, применить принцип "только деньги, ничего личного". Договориться, что фотографами или владельцами фотографических заведений считаются только те лица (торговые марки), которые получали от фотографической деятельности прибыль. Т.е. снимал за деньги – фотограф, бесплатно – аматор и вон из класса.Не бесспорно. Но как приглашение к дискуссии сойдет.

2. Структура и дизайн.

Идеальная словарная статья "Ёлкин" выглядит так.


Краткая биографическая справка, адреса ателье, образцы бланков. Причем адреса представлены в двух видах: краткое резюме и подробный, с указанием источников перечень.


И не возникает никах вопросов и сомнений по поводу творческого пути фотографа Ёлкина. Или его продолжателей (ТМ «НАСЛЕДНИКИ А. ЁЛКИНА»)



Обратим внимание на исчерпывающую лаконичность биографической справки.
stereoscop.ru:

Ёлкин Александр Андреевич
? — 1909

Крестьянин Вятской губернии, Яранского уезда, Ильинской волости, деревни Жерновогородское Александр Андреевич Ёлкин, фотограф, в начале 1880-х годов стал владельцем фотоателье в доме 13/2 на углу Вознесенского проспекта и Офицерской улицы. В мастерской Александра Андреевича Ёлкина обучались фотографическому мастерству многие известные петербургские фотографы. В 1908 году, незадолго до своей смерти, Александр Андреевич открыл ещё одно фотоателье на углу Боровой и Глазовой улиц. Ранее здесь работала мастерская Николая Ефимовича Дорофеева. С 1910 года Владимир Дмитриевич Неронов упоминается в справочниках как владелец фотоателье в доме 21/23 на углу Боровой и Глазовой улиц.
После смерти Александра Андреевича заведовать делами в мастерской на Вознесенском проспекте стали наследники фотографа.

И это все текст. Он копируется. И это гиперссылки, по ним доступны логически связанные с Елкиным словарные статьи.

справочник Попова:

ЁЛКИН14 Александр Андреевич (? - 1915). Санкт-Петербург, угол Вознесенского и Офицерской ул., 2-13 / Вознесенский пр., №13-2 (Зубов А. И.).
ССК, с. 257: владелец фотографии на углу Вознесенского пр. и Офицерской ул. 2-13. ВП- 92: владелец фотографии на Офицерской ул., д. 13. ВП-93: владелец фотографии на Вознесенском пр., 13. СПВ/СР-94: крестьянин, владелец фотографии, Казанской части по Офицерской ул., №13. ВП-95, ВП-96: купец 2-й гильдии. ВП-97: Вознесенский, 13-2, фотография, купец 2-й гильдии. ВП-98, ВП-99: владелец фотографии на Вознесенском пр., 13. СПВ-96/97: крестьянин, владелец фотографии на Офицерской ул., 13. ВП-901, ВП-902, ВП-903, ВП-904, ВП-905, ВП-906, ВП-907, ВП- 908 и ВП-909 (+ Глазовская ул., 21), ВП-910, ВП-911, ВП-912 и СКВР-912, ВП-913, ВП-914: Вознесенский пр., 13-2. Участник собрания Союза фотографов- работников 19 мая 1906 г. (ФЛ-906, с. 220).
Визитка, оборот: «Спецальная мастерская увеличения копий со всевозможных оригиналов до желаемых размеров. Санкт-Петербург, угол Вознесенского пр. и Офицерской ул. д. №13-2».
СПб. в светописи, сс. 31,214: На фотографии А. Ёлкина 1902 года - кабинет министра С. Д. Си- пягина. Там же, сс. 297-298: Ё. (? - 1915)
В конце 1880-1890-х гг. [в конце 80-х или в конце 90-х годов?] - владелец ателье на Вознесенском пр., д. №13 и на Офицерской ул., д. №2 [нелепо угловой дом делить на два адреса] с вывеской «Специальная мастерская увеличения копий со всевозможных оригиналов до желаемых размеров», в 1907-1932 гг. - на Глазовской ул., д. №21. [Как он мог работать до 1932 года, если скончался в 1915 году? ВП-915, ВП-916 фиксирует: «Наследники Ёлкина»].
Владелец известного ателье, считавшийся одним из культурных фотографов Санкт- Петербурга. Работал со Срезневским В. И. В его ателье начинал Оцуп П. А. - посыльный, подсобный лаборант, ретушёр, исполнитель «кабинетных карточек» (Л. Ф. Волков-Ланнит. История пишется объективом, М.: «Планета», 1980, с. 72 и далее).
NB-1. См.«Наследники Ёлкина».
NB-2. Елкин А. Офицерская, д. 4а, близ Вознесенского проспекта. С-Петербург. Примерно 1876-1878 г. (датировано по возрасту ребёнка, бланк отсутствует). Лильп И. 10.2006.
Ш Оцуп Р. Р. Оцупы - моя семья: Генеалогическое исследование. СПб.: изд-во «Петербург - XXI век», 2004.
+ (в другом томе) 
«НАСЛЕДНИКИ А. ЁЛКИНА», фотография в Петрограде, на Вознесенском, 13-2 (ВП-915, ВП-916).

Это безумная каша, увековеченная в jpg. Текст не копируется. Ссылок нет. Чтобы просто понять что тут к чему потребуется полчаса вдумчивого листания трех тяжеловесных томов.

Хотя полезная информация в Попове все же присутствует но она тонет в смысловом сусле. Самое ценное у него – это ссылки на источники. 
В общем я к тому, что когда будем делать свой справочник фотографов с блекджеком и шлюхами , то ссылки у Попова возьмем, а размер биографической статьи окраничим 500ми знаками. 


3. Почему "Ё"? Сам Александр Андреевич обозначал себя на паспарту без точек – «А. Елкин», вот нам-то, потомкам, зачем выёживаться?

4. Собственно, последний вопрос – что символизирует год 1930 в справочнике Попова «Российские фотографы (1839-1930) ? Почему именно в 1930-м, а не 1917-м или, например, 1941-м заканчивается эра российских фотографов?  

2 комментария:

  1. 1930 - год ликвидации частных фотографий. РФО (приблизительно) в это же время закрыли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теперь понятно, спасибо.
      Однако странно – получается, что начало российской фотографии определяется по национально-территориальному признаку, а конец – по форме собственности?

      Удалить