пятница, 26 мая 2017 г.

О фотографии в Москве для приезжающих с Кавказа и Закавказья. 1889.



Магазинъ и складъ всевозможныхъ фотографическихъ аппаратовъ Клячко, на углу Большой Дмитровки и Газетнаго переулка, домъ Солодовникова. 

Этотъ магазинъ пользуется обширною извѣстностыо; насколько я знаю, на Кавказѣ нѣтъ ни одного города, въ которомъ мѣстные фотографы не употребляли бы аппаратовъ г. Клячко. 
Если только является на свѣте какое-нибудь новѣйшее и удобнѣйшее приспособленіе фотографическаго искусства, такая новость непремѣнно найдется у г. Клячко. И потому, отмѣчая въ своей книгѣ съ особенными удовольствіемъ этотъ магазинъ, я смѣло рекомендую его каждому фотографу, который даже на самый небольшой капитал, при нѣкоторомъ образовании, очень скоро выучится фотографировать. Я горжусь тѣмъ, что имѣю возможность помѣстить здѣсь фирму, подобную вышеозначенной. Далѣе, у г. Клячко находятся такіе аппараты, которыми каждый любитель фотографическаго искусства, безъ особой подготовки, легко можешь воспроизводить какъ портреты, такъ и снимки окружающей природы. Цивилизованный міръ много обязанъ первому изобрѣтателю фотографіи — Даггеру, по имени котораго вначалѣ фотографическіе снимки назывались даггеротипами. Въ числѣ прочихъ полезных открытій — утилизаціи пара, электричества и проч., заставляющих удивляться гениальности людей, впервые примѣнившихъ ихъ въ жизни, искусство фотографіи занимает одно изъ первыхъ мѣстъ.


Фотографія и фототипія M. M. Панова . 

Среди такъ называемых, ремеслъ-искусствъ одно изъ первыхъ мѣстъ принадлежитъ фотографии. Это дѣло, по крайней мѣрѣ у насъ, совсѣмъ новое, какихъ-нибудь 30 - 35 лѣтъ тому назадъ о фотографии въ Россіи не было и помину. Для сохраненія памяти о лицахъ, нужно было прибѣгать къ масляными красками, что, какъ извѣстно, стоить очень дорого и потому доступно только самыми богатыми людямъ. Но вотъ явилась фотография, и успѣхи ея развитія въ отношеніи усовершенствованія, а также и дешевизны, пошли невѣроятно быстро. Теперь фотографія—дѣло обыденное, она доступна всѣмъ и каждому; не имѣвшій раньше возможности заказать своего портрета разъ въ жизни, въ наше время въ состояніи сниматься даже нѣсколько разъ въ годъ.

Сначала было немного фютографий и всѣ онѣ находились подъ руководством знатоковъ своего дѣла, истинныхъ фотографовъ-художниковъ, понимающихъ значеніе фотографіи и поддерживающих честь ея, какъ искусства. Но мало-по-малу во главѣ фотографий начали становиться люди, мало знакомые еъ самыми дѣломъ и берущіеся за него исключительно съ цѣлыо наживы; какъ неспеціалисты, они только тормозили дѣло и вызывали справедливое недовольство мало-мальски понимающей публики. Но все-таки еще и теперь многія фотографы остаются подъ руководствомъ дѣйствительныхъ знатоковъ - художниковъ, занимающихся ею какъ искусствомъ, пользу служенія которому они поставили цѣлью своей жизни. Во главѣ этихъ фотографовъ-художниковъ стоит извѣстный всей Россіи художники Михаилъ Михаиловичи Пановъ, фотографъ Его Имп. Выс. В. К. Константина Николаевича, Ихъ Величествъ Короля Швеціи и Норвегіи Оскара II и Короля Итальянскаго Гумберта I, Московскихъ Императорскихъ театровъ и дѣйствительный члени многихъ ученыхъ Импера- торскихъ обществъ. Великолѣпное, чисто-художественное исполненіе фотографій составило ему репутацію безкорыстно - честнаго и идеально - талантливаго исполнителя заказывавмыхъ ему фотографій. Но еще большая заслуга М. М. Панова состоите въ производствѣ фототипій, благодаря которыми фотографія получила возможность еще болышаго примѣненія и служенія на пользу наукѣ и искусству. При посредствѣ особыхъ, исключительно для того приспособленныхъ аппаратовъ, переснимки фотографическихъ съемковъ даютъ новый видъ изображеній—фототипій, которыя въ нѣсколько десятковъ разъ дешевле фотографій и вслѣдствіе этого могутъ расходиться безъ особыхъ затрата въ безчисленномъ множествѣ экземпляровъ. Всякій пойметъ какую пользу могутъ оказать эти фототипіи при изданіи пособій по различным отраслям знаній, когда необхо- димы самыя точныя изображенія изучаемых! предметов, исторических памятников, классических произведений живописи, моделей и т. п.

Для того, чтобы мои слова о превосходной работѣ фототипіи г-мъ Пановым не были голословными, помѣщаю здѣсъ нѣсколько фототипныхъ портретов работы этого художника. Кому же и это доказательство покажется недостаточным, совѣтую сходить въ фотографію Панова, помѣщающуюся на Кузнецкомъ мосту, д. Михалковыхъ, гдѣ, я увѣренъ, одинъ видь цѣлой массы всѣхъ болѣе или менѣе выдающихся лицъ въ области искусства, науки и литературы заставить сомнѣваіоіцагося воочію убѣдиться въ томъ довѣріи, съ которым относится къ фотографіи г-на Панова вся интеллигентная публика.

И, кстати,
Парикліахеръ Александръ, бывшій подмастерье г. Теодора. Спеціалистъ дамскихъ и мужскихъ причесокъ. Кузнецкій мостъ, домъ Тверскаго подворья, противъ магазина Циммермана. Ходъ общій съ фотографіей Дьяговченко. 


Списокъ купцовъ, ежегодно пріѣжающихъ изъ разныхъ городовъ Кавказа и Закавказья, съ указаніемъ фамилій и рода торговли для московскихъ, петербургскихъ, варшавскихъ фабрикантовъ и фирмъ и для другихъ городовъ Россіи.

Изъ города Тифлиса—
Фотографы Баркановъ, Филиповичъ, Луйсъ, Ермаковъ и друг.

Изъ Кутаиса –
Михайловъ и Качуховъ, фотографы.

Изъ г. Баку. –
Фотографъ George.
Ростомьянъ фотограф.
Мишонъ фотограф.

Изъ г. АСТРАХАНИ –
Климашевскій фотогр. дв. е. в. Шаха персид.;
Вишневскій фотографъ;
Егоровъ Влад. Ник., фотографъ

В Москве:
Необходимые адресным свѣдѣнія для пріѣзжающихъ въ Москву.
Напр.: Адресный столъ находится на Тверской, въ Гнѣздиковскомъ переулкѣ, гдѣ канцелярія Оберъ-Полиціймейстера; справочный листокъ адреснаго стола стоитъ 2 коп.

...
Фотографы:
Эйхенвальдъ—Кузн. мостъ, пасс.Попова.
Опитцъ — Петр., д. Самариной.
Труновъ — Петровк., д. Фирсановой.
Шереръ и Набгольцъ — Газетн, пер.
Пановъ — Газетный пер.
Реваръ—Газетный пер.
Тиле—Кузнецкій мостъ
Фигнеръ—Кузнецкій мостъ
...

Разные адреса, необходимые для пріѣзж.
Гостинницы и рестораны: гостинница „Парижъ", на Тверской. 75 №№ отъ 1 р. до 25
въ сутки. Телефонъ, дамскій салонъ и ванны. Экипажи на всѣ желѣзныя дороги. Рестораны
Обѣды по 1 р. 25 к. и по картѣ.


И об эпохе:
Год отъ изобрѣтенія фотографическаго искусства – 49-й.
… взятія русскими Эривани и Нахичевани подъ именемъ Армянской области въ царствованіе Николая I. – тоже 49-й.
Окончательнаго покоренія Кавказа и Дагестана, въ царствование АЛЕКСАНДРА II, кн. Барятинскимъ – 24-й.
АЛЕКСАНДРЪ III-й царствуетъ – 8-й год.  



Ист:
Общеполезная коммерческая "Биржа" и необходимые сведения и адреса для приезжающих с Кавказа и Закавказья о московских, петербургских, провинциальных фабрикантах и фирмах, и для последних о фабрикантах и фирмах Кавказа, с указанием фамилий и рода торговли / Сост. Габриэль Тер-Габриэльянц. - Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1889.

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить