понедельник, 15 января 2018 г.

Фотографiя и Фото-ателье, история в терминах


I
Современный термин "фотоателье" в значении "предприятие, где по заказу производят фотосъемку и изготовляют фотографии" появился в начале 1930-х. А до этого почти 100 лет фотографическое заведение называлось "фотографiя" (мн. ч. – фотографiи).

При том, что на бланках мастерских часто применялся французский термин "photographique atelier", его крайне редко переводили буквально (фотографическая мастерская [художника]), и, тем более никогда не сокращали. Т. е. слово  "фотоателье"для русскоязычного уха в период с 1839 по 1929 год звучало приблизительно как слово "фотошоп" для жителя СССР.

II
Термин "фотография" aka "фотоснимок" стал использоваться где-то к концу 1920-х. До этого фотография на бумаге называлась "фотографiческая карточка".

III
Сама приставка "фото-" в русской речи появилась в 1848 г. и была изобретена петербургским дагерротипистом Даунтдеем для обозначения нового типа фотографических снимков на бумаге, чтобы как-то отделить их в прайсе от привычных публике дагерротипов на серебряных пластинах.

По петербургской прессе можно буквально по дням отследить эволюцию терминов

1839 – 1846:
Заведение: Кабинет для снимания дагеротипных портретов, дагеротипный кабинет,  дагеротипный павильон, дагеротипная мастерская.
Продукция: дагерротипные портреты, светописные портреты.
Мастер: дагерротипист

1847 – 1848:
В июле 1847 г. Карл Даунтдей презентует публике новейшее слово в технике фотографии – снимки на бумаге. Как их называть не знает ни освещающее это событие пресса, ни сам Даунтдей. Последовательно:
6 июля 1847: литография на бристольской бумаге.
6 августа 1847: дагерротипный портрет на бумаге
год спустя, 16 июля 1848: все еще дагерротипный портрет на бумаге

Дагеротипные портреты на бумаге и металлических пластинахВедомости Санкт-Петербургской городской полиции. 16.7.1848. № 155.К. Даутендей имеет известить почтеннейшую публику, что в мастерской его делают дагеротипные портреты на серебрянных пластинах по 3 р. сер. и более. Даутендей просит почтеннейших любителей обратить особое внимание на дагеротипные портреты на бумаге, которые отличаются от обыкновенных дагеротипов тем, что их можно хорошо видеть во всяком положении и что они красотой своею могут сравнится с лучшими акварельными рисунками. При этом их можно иметь в каком угодно количестве копий, которые будут стоить несравненно менее первого снимка и требуют присутствия снимаемой особы только один раз. Заведение Даутендея находится на Большой Конюшенной улице в доме Кошанского, №15.

1848:
9 августа 1848 г. появляется слово "фотографЫ" В таком написании термин не прижился, но идея приставки "фото-" публике понравилась.
Новоизобретённые дагеротипные портреты на бумаге или фотографы К. Даутендея
Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции. 9.8.1848. № 174.К. Даутендей имеет честь известить почтеннейшую публику, что у него делаются фотографы, которые он беспрерывными трудами и опытами довёл до высокого совершенства. На взгляд такие фотографы кажутся отличными акварелями или чрезвычайно хорошими литографиями. На этом основании Даутендей просит не смешивать их с обыкновенными дагеротипными портретами на серебряных пластинках. 
1849:
В феврале 1849 г. В. Блете и Е. Гессе, перехватившие у Даунтдея инициативу, открывают первое в империи в чистом виде фотоателье. Без дагерротипов. Только бумага, только хардкор. Заодно рождаются термины фотографический кабинет и фотографические портреты.

В Пассаже Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции. 1.2.1849. № 25. Вновь открытый портретный фотографический кабинет художников В. Блете и Е. Гессе.
Фотографические портреты в чёрном и раскрашенном видах с самого начала изобретения признаны всеми образованными знатоками и любителями в целой Европе далеко превосходящими обыкновенные дагеротипые. В них нет того утомительного для глаз металлического блеска без которого дагеротипные обойтись не могут. Разительное сходство, как одно из первых условий портрета произведенного фотографией, ещё больше увеличивается художественной отделкой по желанию, следовательно, тут по фону очерченному рукой самой природы проходит окончательно рука художника и из этих соединений природы и искусства выходит что-то необыкновенно-прекрасное, могущее служить украшением при сохранении разительного сходства, обстоятельство которого никогда не могут иметь чисто дагеротипные, теряющие часто свой вид и даже иногда совершенно исчезающие от времени. Раскрашивание фотографических портретов акварелью не только не портит их контур и тени, но улучшает и дает окончательное совершенство, чего еще никто не мог достигнуть при раскрашивании портретов на металлических дощечках. Для тех же лиц, которые пожелают иметь несколько снимков одного и того же портрета, фотография имеет полное удобство получить с каждого портрета столько снимков одинакового достоинства с оригинальным портретом, сколько угодно, но несравненно дешевле, почему желающие иметь таковые, (затеряв даже оригинальный портрет) благоволят присылать в сей кабинет в продолжении 10 лет один только номер первоначально снятого портрета обозначенный на каждой фотографической картине, потому что фотография для изготовления подобных снимков не имеет надобности в оригинальных портретах.
Не жалея трудов и издержек и учредив заведение для фотографических портртов со всеми удобствами в ПАССАЖЕ, художники Блете и Гессе льстят себя надеждой, что высокообразованная публика столицы, всегда отличающаяся вниманием ко всему истинно-полезному, удостоит их своим посещением, и смеют уверить Гг. посетителей, что они останутся вполне довольными точностью, скоростью и исполнением художественной части портретов во всех видах.
Цена портретам:
Чёрному, обыкновенной величины 7 р.сер.
Раскрашенному 10 р.
Раскрашенному большого размера, особоиллюминированным фоном 15 р. и дороже, смотря по художественной отделке, украшению и величине портретов.

1850:
16 июня 1850 года непокоренный Даунтдей возвращает себе пальму первенства, презентовав публике слово "фотография". Справедливости ради отметим, что обозначает оно еще не заведение, а технологию. Но уже три года спустя Федор-Теодор Плюшар (на КПДВ), открывая новое заведение без тени сомнения назовет его именно "фотографией".
Фотография Карла Даутендея Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции. 16.6.1850. № 131. С. 3 Дагеротипные портреты «на бумаге» (фотография) К. Даутендея в Большой Конюшенной, в доме Кошанского.
Из лестных отзывов многих журналов я узнал, что дагеротипные портреты на бумаге усовершенствованные мною, возбуждают в любящей искусство публике живейшее участие. Потому я осмеливаюсь обратить внимание почтеннейшей публики на малоизвестные преимущества моего способа, который придаёт моему искусству более ценности. Независимо от свойственных этим портретам верности и сходства и их значительной величины, фотографическое искусство доставляет ещё ту выгоду, что после одного сеанса можно получить во всякое время копии, которые точно литографии, совершенно похожи одна на другую. Для этого надобно сообщить мне лишь нумер поставленный под портретом. Я ежедневно имею случай видеть как приятна публике эта выгода. Часто случается, что желаешь иметь портрет родственника или друга с которым находишься в разлуке.
Фотографические портреты можно раскрашивать, отчего они много выигрывают. Краски придают теням нежность, а чертам лица жизнь и выражение. Оттого портреты, сохраняя верность дагеротипа, делаются приятнее для глаз.
В моей мастерской работают только отличные художники, и потому я в состоянии ручаться за совершенное сходство и за изящество аксессуаров. Кроме всего этого я снимаю копии с удачных дагеротипов на пластинках в той же величине и более.
Сеансы продолжаются не более 20-60 секунд и даются ежедневно от 9 часов утра до 5 часов вечера.
P.S.
А в 1929-м организация с по-советски невменяемым названием "Ленинградский Областной Совет Общества Пролетарского Туризма и Экскурсий " впервые в СССР применит термин "фото-ателье" (пока еще через дефис) имея в виду именно фотографическое заведение.

"Весь Ленинград и Ленинградская область на 1929 год"

1 комментарий :

  1. А как на самом деле звали В. Блете и Е. Гессе? В оригинальном написании?

    ОтветитьУдалить