четверг, 8 сентября 2016 г.
фотографические источники по-взрослому
из диссертации « Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии : 1843-1918 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : Идрисова Р. Р.»
Источниковую базу диссертации составили опубликованные и неопубликованные источники, которые можно разделить на следующие группы:
- законодательные и нормативно-правовые акты,
- делопроизводственные документы,
- периодическая печать,
- справочные и статистические издания,
- фотодокументы.
Законодательные и нормативно-правовые акты. К данной группе источников относятся законодательные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи. Деятельность фотографических заведений была рассмотрена в двух аспектах: как объекта, находящегося под цензурным контролем и как хозяйствующая структура. Закон о цензуре 1865 г.39 закрепил вплоть до начала XX столетия порядок открытия, закрытия, а также контроль над деятельностью фотографических заведений.
вторник, 6 сентября 2016 г.
О некоторых аспектах государственного регулирования фотографической деятельности
![Rzewuski, Walery (1837-1888) [Portret Wincentego Bobrowskiego] Data powstania dokumentu- [1868-1870]](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg8qZqvnibIbZsPxitEfjBUwHNbjv4oLgwKOUFkckz-Q3AUgwyFntOtvUH-WBDSrY8VnQz2VsfxClSVlb6kIf9uFMrVuHD6mtUbAY0T21xQrdR-9qXNPe4pr5HvEMrsuZ81hVfN-P_Fpg/s640/Rzewuski%252C+Walery+%25281837-1888%2529+%255BPortret+Wincentego+Bobrowskiego%255D++Data+powstania+dokumentu-+%255B1868-1870%255D+jo.jpg)
Фотография для XIX века была ровно тем же, что интернет для XX – новой прорывной технологией создания и обмена информацией. И так же как и интернет, она довольно долго развивалась бесконтрольно.
1) Почти 20 лет с момента появления фотографии в Российской империи (1840) деятельность фотографов не регулировалась вообще никак.
2) Только в 1858 и только в крупных городах фотографические заведения были взяты под контроль государства. Открытие, закрытие, продажа, переезд, совместное содержание, сдача в аренду и пр. Как именно этот контроль осуществлялся не совсем понятно – специальные законодательные документы все еще не были приняты.
Что-то предпринимать, безусловно, было необходимо. Государство внезапно осознало, что оставленные без надзора фотографы расплодились и занимаются сугубыми непотребствами, а именно – снимают голых женщин и политических преступников, а им за это даже штраф выписать невозможно.
Так, казанский губернатор вынужден был обратить внимание на фотографические заведения после получения секретного циркуляра из Особой канцелярии министра внутренних дел. Согласно этому документу при следовании в ссылку в Сибирь политический преступник Гирдвойн во время пребывания в Казани в январе 1865 года сфотографировался в одном из фотографических заведений города вместе со своим конвойным. Министр внутренних дел, найдя подобные снимки недопустимыми, просил казанского губернатора сделать «распоряжения об истребовании подписок от содержателей фотографий в городах Казанской губернии по тракту в Сибирь лежащих, чтобы они не допускали снимать в своих заведениях подобных портретов».
Кроме того, государству хотелось денег. Как и любое торгово-промышленное предприятие, фотография подлежала налогообложению, ее владелец обязан был платить гербовый сбор, промысловый налог и осуществлять иные отчисления в казну.
Как и все временное в Российском государстве он действовал следующие 50 лет, обрастая всякими подзакоными дополнениями и уточнениями.
По ходу волнений повстанцами активно применялась новейшая информационная технология того времени – фотография. Так, например, снимки якобы убитых, якобы русскими солдатами, якобы мирных демонстрантов.
25 февраля 1861 г. во время демонстраций на Краковском предместье в Варшаве, разогнанных казаками, тела 5 жертв были сфотографированы в студии Karol Beyer. Несколько тысяч фотокопий распространили в качестве эффективных политических листовок. Бейера арестовали в первых числах ноября и депортировали из Польши (в Сибирь).5) В общем, фотографы подтвердили худшие опасения государства и за них принялись всерьез.
понедельник, 5 сентября 2016 г.
Судьба пионера
Любопытная переписка из Центрального архива Нижегородской области, фонд Канцелярии нижегородского губернатора.
Кратко: крестьянин Костромской губернии Макарьевского уезда деревни Малого Шляпина Леонтий Ежов в 1871 году получил разрешение открыть фотодело в селе Городце Балахнинского уезда, позже в г. Семенове, позже в с. Лысково, и опять в Городце. Все это время он своевременно оформлял разрешения (они давалось на два года). Но в 1877 году фотография Ежова перестала значиться в документах, хотя и продолжала действовать, что внезапно выяснилось пять лет спустя (в 1882-м) в ходе рассмотрения прошения другого претендента на тот же Городец. Власти потребовали от Ежова письменного объяснения этому возмутительному факту, каковое он и дал в длиннейшем письме, где весьма обстоятельно описал быт и нравы бродячих фотографов Российской Империи.
Подписаться на:
Сообщения
(
Atom
)