1913 г.
...
IV. О томъ, какія занятія не признаются ремеслами, предоставляющими евреямъ право жительства внѣ черты еврейской осѣдлости*
...
17. Производство фотографическихъ, работъ не подчиняется дѣйствію изложенныхъ, въ уставѣ промышленности правилъ, такъ какъ на открытіе фотографическаго заведенія не требуется представленія какого либо удостовѣренія о дѣйствительномъ знаніи даннымъ лицомъ фотографического дѣла, а требуется лишь соблюденіе правилъ, установленныхъ вообще для торговыхъ предпріятій. Имѣя же въ виду, что занятіе евреевъ торговыми или промышленными предпріятіями само по себѣ не даетъ имъ но закону право жительства внѣ черты еврейской осѣдлости, Сенатъ призналъ, что евреямъ, для занятія фотографическими работами, не можетъ быть предоставлено право проживать внѣ означенной черты. (Ук. Прав. Сен. 25 сент. 1904 г., № 8914).
...
Тут, в общем-то интересны два момента:
1) Какое-то удивительно неуважительное отношение к фотографии в Российской империи. И вообще странноватый набор неремесел. Ладно там Сортировка к крошеніе табаку или Заливка резиновыхъ галошъ – этим действительно может заниматься кто угодно. Чернорабочіе и Домашніе слуги тоже не требуют каких-то особых познаний. От Извозчика уже все-таки требуется знание ПДД и навыки управления гужевым транспортом. В Мостовщики, Каменщики, Каменотесы, Штукатуры, Садовники и Землемѣры-таксаторы первого встречного не возьмут, требуется какой-никакой профессионализм, кстати и Мясное мастерство (занятіе рѣзника). Настройка музыкальныхь инструментовъ – не профессия? А занятіе типографскими работами вообще и Наборщики в частности? Механики на мельницахъ?
2. Законотворческая деятельность Правительствующего Сената. Если вчитаться в это самое Собрание узаконений с постатейн. разъяснениями, извлеч. из решений Правительств. сената, циркуляров и отношений министерств, то просто диву даешься какой фигней они там занимались. Например, Законы о Состояніяхъ, т. IX, изд. 1899 г., п. 775:
государственнй думы сенаторов-законотворцев, на полном серьезе обсуждающих может ли брить себе голову женщина-еврейка. Прения, дискуссия, слушали-постановили – нельзя. Только стричь бобриком.
Или п. 779.: Списокъ поселеній въ губерніяхъ черты еврейской осѣдлости, вь коихъ можетъ быть допущено, въ изъятіе отъ дѣйствія правилъ примѣчанія 1 къ сей (779) статьѣ. свободное жительство евреевъ.
Перечислены 290 поселений, где евреям жить можно, с т.ч. Кіевская губернія. 172) Гребенки съ деревнею Саливонки. Звенигородскій уѣздъ. Моя прапрабабка из тех мест родом, местность знакомая. Просто любопытно, почему в деревне Саливонки евреям можно было жить, а в соседних (через реку) Храпачах – ни-ни. Как они это определяли?
К слову, статистика ремесленников Волынской губернии, 1902 год (Памятная книга Волынской губернии, 1904 г.):
В г. Житомире в 1902 году статистики обнаружили 8 фотографических заведений, пятью из которых владели христиане, а тремя – евреи. И ровно тот же статистической комитет в разделе "фотографии" в Памятной книге на 1902 перечисляет тех же фотографов поименно:
1) Корицкий, 2) Дубравский 3) Попов 4) Керкориус
5) Штейнгауз 6) Баринштейн 7) Радихов 8) Адамский Фома Петров (Адамчик)
Христиан, как мы видим, четверо, и евреев тоже четверо. Почему несостыковка? Кого-то из евреев записали христанином?
Фотографiи Волынской губернiи и г. Житомиръ: 1901-1903
* Систематический сборник действующих законов о евреях : По Своду законов, Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг. и Собранию узаконений 1911, 1912 и 1913 гг. (по 1 июня) : С постатейн. разъяснениями, извлеч. из решений Правительств. сената, циркуляров и отношений министерств и с указ:. постатейн., хронол. и предм. / Сост. Л.М. Роговин. - Неофиц. изд. - Санкт-Петербург : В.П. Анисимов, 1913. - XL, 488 с.; 24. РГБ
...
IV. О томъ, какія занятія не признаются ремеслами, предоставляющими евреямъ право жительства внѣ черты еврейской осѣдлости*
...
17. Производство фотографическихъ, работъ не подчиняется дѣйствію изложенныхъ, въ уставѣ промышленности правилъ, такъ какъ на открытіе фотографическаго заведенія не требуется представленія какого либо удостовѣренія о дѣйствительномъ знаніи даннымъ лицомъ фотографического дѣла, а требуется лишь соблюденіе правилъ, установленныхъ вообще для торговыхъ предпріятій. Имѣя же въ виду, что занятіе евреевъ торговыми или промышленными предпріятіями само по себѣ не даетъ имъ но закону право жительства внѣ черты еврейской осѣдлости, Сенатъ призналъ, что евреямъ, для занятія фотографическими работами, не можетъ быть предоставлено право проживать внѣ означенной черты. (Ук. Прав. Сен. 25 сент. 1904 г., № 8914).
...
Тут, в общем-то интересны два момента:
1) Какое-то удивительно неуважительное отношение к фотографии в Российской империи. И вообще странноватый набор неремесел. Ладно там Сортировка к крошеніе табаку или Заливка резиновыхъ галошъ – этим действительно может заниматься кто угодно. Чернорабочіе и Домашніе слуги тоже не требуют каких-то особых познаний. От Извозчика уже все-таки требуется знание ПДД и навыки управления гужевым транспортом. В Мостовщики, Каменщики, Каменотесы, Штукатуры, Садовники и Землемѣры-таксаторы первого встречного не возьмут, требуется какой-никакой профессионализм, кстати и Мясное мастерство (занятіе рѣзника). Настройка музыкальныхь инструментовъ – не профессия? А занятіе типографскими работами вообще и Наборщики в частности? Механики на мельницахъ?
2. Законотворческая деятельность Правительствующего Сената. Если вчитаться в это самое Собрание узаконений с постатейн. разъяснениями, извлеч. из решений Правительств. сената, циркуляров и отношений министерств, то просто диву даешься какой фигней они там занимались. Например, Законы о Состояніяхъ, т. IX, изд. 1899 г., п. 775:
775. Употребленіе особой одежды евреямъ воспрещается повсемѣстно; женщинамъ-еврейкамъ запрещается брить головы.Вот просто представить себе заседание
Или п. 779.: Списокъ поселеній въ губерніяхъ черты еврейской осѣдлости, вь коихъ можетъ быть допущено, въ изъятіе отъ дѣйствія правилъ примѣчанія 1 къ сей (779) статьѣ. свободное жительство евреевъ.
Перечислены 290 поселений, где евреям жить можно, с т.ч. Кіевская губернія. 172) Гребенки съ деревнею Саливонки. Звенигородскій уѣздъ. Моя прапрабабка из тех мест родом, местность знакомая. Просто любопытно, почему в деревне Саливонки евреям можно было жить, а в соседних (через реку) Храпачах – ни-ни. Как они это определяли?
К слову, статистика ремесленников Волынской губернии, 1902 год (Памятная книга Волынской губернии, 1904 г.):
В г. Житомире в 1902 году статистики обнаружили 8 фотографических заведений, пятью из которых владели христиане, а тремя – евреи. И ровно тот же статистической комитет в разделе "фотографии" в Памятной книге на 1902 перечисляет тех же фотографов поименно:
1) Корицкий, 2) Дубравский 3) Попов 4) Керкориус
5) Штейнгауз 6) Баринштейн 7) Радихов 8) Адамский Фома Петров (Адамчик)
Христиан, как мы видим, четверо, и евреев тоже четверо. Почему несостыковка? Кого-то из евреев записали христанином?
Фотографiи Волынской губернiи и г. Житомиръ: 1901-1903
* Систематический сборник действующих законов о евреях : По Своду законов, Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг. и Собранию узаконений 1911, 1912 и 1913 гг. (по 1 июня) : С постатейн. разъяснениями, извлеч. из решений Правительств. сената, циркуляров и отношений министерств и с указ:. постатейн., хронол. и предм. / Сост. Л.М. Роговин. - Неофиц. изд. - Санкт-Петербург : В.П. Анисимов, 1913. - XL, 488 с.; 24. РГБ
В Житомире, скорее всего, так:
ОтветитьУдалитьКорицкий, Керкориус, Попов, Сухозанет, Дубровский
Штейнгауз, Баринштейн, Тираспольский
Тираспольский – вряд ли, он в памятных книгах фигурирует только один год, в 1914. И по адресу ул. Бердичевская, 14, дом Крайского, что есть адресом “Сухозанет” в 1901-1905
УдалитьТут с адресами/принадлежностью какая-то путаница
Славяне:
1-3) Корицкий, Попов, Дубровский – все понятно
4?) Сухозанет (в памятных книгах) с 1901 по 1905 – фигурирует как
а) Вера Захаровна Сухозанет, ул. Б. Бердичевская, 14, дом Крайского – 1904, 1905
б) Сухозанета (б. Бердичевская, дом Городинского) – 1903
с) 1901, 1902 – никак не фигурирует в памятных книгах хотя фотоателье точно было
4?) Керкариус Виктор Павлович
1901, 1902, 1905, 1912 – ул. Б. Бердичевская, дом Городинского
1912 - Духновскій В. Д. и Керкаріусъ Н. П.—Бердичевская, д. Городинского
5) ?
Евреи:
1) Штейнгауз Арон – 1898-1914 – ул. Михайловская, 10
2) Баринштейн Борух – мечется как заяц
ул. Бердичевская: дом Муравьева – 1902, дом Мордковича – 1903, дом Гальперина – 1904, дом Марковича – 1905
3) Радихов Ицко Аронович – тоже только один год – 1902 – ул. Б. Бердичевская, 24
4) Адамский Т. П. (Адамский Томаш, Адамский Фома Петров, Адамчик Фома)
1902 - 1909 } ул. Петербургская, 3, дом Лыса
1910 - 1913 } ул. Киевская, 45, дом Хржановского
Т.е. если верить статистике (5 славян и три еврея) то :
Славяне:
1-3) Корицкий, Попов, Дубровский,
4-5) Керкариус и Вера Сухозанет в каких-то сложных взаимоотношениях
Евреи:
Штейнгауз, Баринштейн и кто-то третий (Адамский, Радихов, ?)
Почему славян? Христиан.
ОтветитьУдалитьСухозанет в 1902 - д.Городинского (у него, что, два дома на Бердичевской?)
Тираспольский в 1902 - д.Крайского
Баринштейн в 1902 - д.Марковича
Штейнгауз в 1902 - д.Бровера
ПКВГ на 1902 (изд. 1901):
УдалитьФотографіи въ г. Житомірѣ
1) Дворянина Кипріана Исидоровича Корицкаго, по Кіевской ул., въ соб. домѣ.
2) Мѣщанина Арона Моисеевича Штейнгауза, Михайловская ул. д. Бравера.
3) Титулярнаго Советника Виктора Павло- Керкоріуса, Б. Бердичевская ул.домъ Городинскаго.
4) Мѣщанина Боруха Давидовича Баринштейна Б. Бердичевская ул. домъ Муравьева.
5) Дворянина Христофора Николаевича Попова, Б. Бердичевская ул. домъ Журавлева.
6) Мѣщанина Ицка Ароновича Радихива, Б. Бердичевская ул. домъ Лашкевича.
7) Мѣщанина Николая Степановича Дубравскаго, Кiевская ул. домъ Харшана.
8) Мѣщанина Ѳомы Петрова Адамскаго Б. Петербургская ул. домъ Лыса.
Христиане: 1) Корицкий, 2) Дубравский 3) Попов 4) Керкориус
Евреи: 5) Штейнгауз 6) Баринштейн 7) Радихов
Сомнительный (может быть выкрест): 8) Адамский Фома Петров (Адамчик)
ПКВГ на 1903 (изд. 1902):
Фотографіи въ г. Житомірѣ
1) Дворянина Корицкаго, Кіевская ул., соб. домъ,
2) мѣщ. еврея Штейнгорина, Мих. ул., д. Бровера,
3) Сухозанета, Б. Бердич. ул., д. Городинскаго,
4) мѣш. Боруха Баринштейпа. б. Бѳрдич., д. Мордковича,
5) двор. Христофора Попова, тоже (б. Бѳрдич), д. Журавлева,
6) мѣш. Нояха Тираспольскаго, тоже (б. Бѳрдич), домъ Крайскаго,
7) гражд. Николая Дубравскаго, Кіевская ул , д. Харшана.
Христиане: 1) Корицкий, 2) Дубравский 3) Попов 4) Сухозанета
Евреи: 5) Штейнгауз (Штейнгорин) 6) Баринштейн 7) Тираспольский
Статистика на 1902 г.: 5 христиан, 3 еврея
Статистику (1902) мы можем соотносить либо с ПКВГ-1902, либо с ПКВГ-1903.
Ок, ПКВГ-1903 выглядит предпочтительней, ибо издавалась в 1902. Но тогда кого-то не хватает – 7, не 8.
Дом Городинского, он же - дом Певзнера, №20 (1900-1910), №19 - (1911-1917)
(в доме находился магазин “Депо часов” З. Голуба, регулярно дававший рекламу в Памятную книгу, и подробно расписывавшей в рекламе свое местоположение.)
1903 - 1912 – против Губернского правления,
с 1913 - против фотографии “Декаданс”
Собственно, как дом Городинского он в рекламе фигурирует только в 1906-м, остальные годы - Певзнера
В памятных книгах:
ул. Бердичевская, 14 (дом Крайского):
"Декаданс" (бывш. "Сухозанета”) (влад. Абрам Розенбаум (Розенбойм) – с 1907 по 1915
“Сухозанета” (влад. Вера Захаровна Сухозанет) – 1904 - 1905
Ноях Тираспольский – 1903
ул. Бердичевская, дом Городинского: (то ли Городинского-Певзнера, №20-№19, то ли другой)
Керкариус – 1905
Сухозанета – 1903
Керкориус – 1902
Керкориус – 1901
А вывод из всего этого…