пятница, 15 сентября 2017 г.

Вятка. Первые фотографы и фотоателье | 1853-1873


1861-1864 – в г. Вятке фотографическое заведение одно – Лихова.

По поводу личности первого фотографиста г. Вятки консенсус был достигнут еще в 1880 г. – это, несомненно, Ефим Иванович Лихов, открывший 11 марта 1861 г. фотографию по адресу  г. Вятка, ул. Преображенская, дом Ухова  (совр. адрес: Преображенская, 15).

1865 – в г. Вятка фотографических заведений три: 

1) Лихов – Преображенская, дом Н.Н. Ухова
3) Шерер – Царевская улица, дом Давидовича, напротив церкви
2) Хлебников – Спасская улица, дом акушера Федорова

10 декабря 1865 г. Вятские губернские ведомости в связи с очередным открытием фотографии подвевели итог: в Вятке уже три фотографических заведения, старое — Лихова, совсем недавно открытая (буквально летом) Шерера и вот опять. Раздраженный этим нашествием фотографистов автор заметки даже не стал уточнять имени владельца нового фотоателье (это был Хлебников).
1865 – 10-12-1865 - Лихов недавно откр. Шерер и кто-то новый на Спасской в доме Федорова Две и третья.

А под никнеймом "Шерер" скорее всего выступает Мартин Николаевич Шерер (?-1883), баденский подданный.
В 1863 Мартин Шерер и Георгий Набгольц, временно московские купцы 1-й гильдии, приобрели известную в Москве фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы имени прежнего владельца.  Фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера».
В 1868 г. Шерер и Набгольц сдали фирму в аренду курляндскому уроженцу Альберту Мею, с условием сохранить прежнее название фирмы (в новое название ввели только знак «К°») Уехав в Германию, Шерер обосновался в Дрездене, открыл там фотоателье...
Шустрый Шерер "не довольствовался ожиданием клиентов в мастерской, а устраивал с ними встречу по месту их службы, например, в духовном училище, где снимал лиц духовного звания, причем карточки наиболее известных и уважаемых лиц в городе пустил в свободную распродажу в магазине Красовского. Визитные карточки у него стоили 5 рублей за дюжину."
Непонятно как эта бурная деятельность у Шерера совмещалась с московским бизнесом?

1866 – в г. Вятка фотографических заведений 4: 

1) Лихов – Преображенская, дом Ухова
2) Шерер – Царевская улица, дом Давидовича.
3) Хлебников "Петербургская фотография" – Царевоконстантиновская в доме Сунгуровой против Царевской церкви. 
4) Платунов – Спасская улица, дом акушера Федорова

Подробности:

В течение года: продолжали работать заведения Лихова и Шерера

> В апреле бывший лаборант фотографии Александрова в С.Петербурге Петр Хлебников открыл очередную фотографию  на Царевоконстантиновской в в доме Сунгуровой.
1866 – 15-04-1866 - Царевоконстантиновская в д. Сунгуровой пр. Царевской церкви  петербургская фот-я Хлебников.png

> В мае В. Платунов сменил Хлебникова на улице Спасской в доме Федорова.
1866 – 27-05-1866 - В. Платунов открывается  на Спасской в д. Федорова


1867 – в г. Вятка фотографических заведений 4. Или 5: 

1) Лихов – Преображенская, дом Ухова
2) Хлебников – Царевоконстантиновская в д. Сунгуровой пр. Царевской церкви, "Петербургская фотография".
3) Новаковский – где? Спасская, д. Федорова или Царевская, д.Давидовича?
4) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой
5?) Рытвинский – Спасская улица, в доме чиновника Шукевича

В течение года: 
> продолжали работать заведения Лихова и Хлебникова (последний уверял публику в том, что освоил цветную фотографию).
«Имею честь известить почтеннейшую публику, что я снимаю фотографические портреты по новому способу, который состоит в том, что цвет лица и платья позирующей особы передаются такими же, какия они есть в натуральном виде. <…> Фотограф Хлебников» // Вятские губернские ведомости. – 1867. № 20. (20.05.1867)

> Шерер уступил место Хлебникову, Платунов куда-то подевался, и внезапно возник некий Новаковский по непонятному адресу.

> В ноябре на Спасской в д. Сунгуровой открылось фотоателье Рылова.

25 ноября 1867 г. Вятские губернские ведомости с нескрываемой иронией подводят итог этой фотографической суете – "итого мы имеем теперь в городе четыре фотографии".  Фраза "да сколько ж можно?" цензурою дозволена не была, но явно читается.
25 ноября 1867 г. Вятские губернские ведомости. Рылов

>  В декабре : Открылось (вероятно) фотографическое зведение Рытвинского.
Рытвинский Иван Фомич.  фотограф с 1867 г. Фотография на Спасской улице в доме чиновника Шукевича.
Минский дворянин Иван Фомич Рытвинский был сослан в Вятку в 1855 году за принадлежность к "противоправительственному заговору".
Служил в канцелярии губернатора, а после освобождения от надзора — становым приставом в разных уездах Вятской губернии. В 1866 году последовал указ об увольнении с полицейских должностей лиц польского происхождения в связи с восстанием 1863 года. Несмотря на слезное письмо Рытвинского губернатору, его уволили. Он возвратился в Вятку, где и открыл фотографию. Одновременно Рытвинский служил делопроизводителем в губернском правлении, а всеми работами в фотографии занимался управляющий В. Бишевский.
 Рытвинский известен как содержатель фотографии в Вятке в 1867-1872 гг..

1868-1869 –в г. Вятка фотографических заведений.. 4?: 

точно были:
1) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.
2) Рытвинский – Спасская, дом Шукевича

вероятно:
3) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой

неизвестно:
4) Лихов? – Преображенская, дом Ухова


1870 в г. Вятка фотографических заведений.. 3? 4?: 

точно были:
1) Рытвинский – Спасская, дом Шукевича
2) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.

вероятно:


3?) Банников В. Н.  – ?
4?) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой



Подробности: 

>  Открылась фотография Банникова В. Н.

>  В сентябре 1870 года  в фотографию Рытвинского на место Ф. Плохецкого, которому было разрешено вернуться на родину, устроился работать Степан Гриневский – будущий отец будущего писателя Александра Грина.  Гриневский проработал в фотографии помощником управляющего всего один месяц, за работу он получил 10 рублей и, навеки разочаровавшись в искусстве светописи, уехал из Вятки к "другу Косицкому" в Сарапульский уезд на пивоваренный завод. 

Зато теперь, благодаря вдумчивым исследователям творчества Грина, мы знаем поименно всех работников в фотографии Рытвинского на момент осени 1870 г.. Их было пять.

1) Владелец и фотограф –  Рытвинский Иван Фомич

2) Фотограф (мастер?) – Бишевский Владислав Ефимович
Дворянин Владислав Ефимович Бишевский был двумя годами моложе Гриневского. Ученик Могилевской гимназии, он также со школьной скамьи "ушел в мятеж", был выслан в Тобольскую губернию, а затем в Вятку. Здесь он с первых дней "занимался фотографическим искусством", как сам писал. После возвращения Рытвинского на полицейскую службу Бишевский стал владельцем его фотоателье. Он жил в Вятке вместе с матерью до 1881 года, когда ему разрешено было вернуться на родину.
3) Помощник управляющего – Ф. Плохецкий, потом мимолетный С. Гриневский.

4) Помощник мастера –  И. Дубовик 
Помощником мастера вместе с Гриневским был ссыльный Игнатий Дубовик, однокашник Бишевского по Могилевской гимназии. После освобождения в 1871 году он уехал из Вятки.
Дубовик Игнатий, родился 14.07.1844 г. в Минской губ. Шляхтич. Ученик класса Могилевской гимназии. Как член тайного общества выслан в г. Курган Тобольской губ. С 10.09.1868 г. под надзором в Яранске. Пособие не получал. Холост. В августе 1869 г., получив право свободного проживания в пределах Вятской губ., переехал в Вятку. Служил в фотографии И. Рытвинского. Осво божден от надзора 14.08.1871 на основании Выс. повеления от 13.05.1871 г.
5) мальчик на побегушках – А. Буйневич
Последним членом маленького коллектива был ссыльный Антон Буйневич, состоявший при ателье "в услужении". Уроженец Гродненской губернии, он остался в Вятке до конца дней. Здесь он женился на своей соотечественнице Стефании Комаркович, пытался устроиться в Варшаве, но, прожив там четыре года, вернулся в Вятку, где открыл фотографию. Пути двух бывших служащих фотографии Рытвинского вновь пересекутся, когда в 1882 году Буйневич поступит надзирателем в земскую богадельню. В этом же ведомстве земских благотворительных заведений служил и Гриневский. И так же, как Гриневский, Буйневич прослужит в земстве до самой смерти. Он умер в 1918 году, пережив всех своих ссыльных друзей, оставшихся в Вятке.

1871-1872 в г. Вятка фотографических заведений.. 2?: 

1) Рытвинский – Спасская, дом Шукевича
2) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.
?) Банников В. Н.  – ?
?) Репин П. П.  – ?
возможно:
?) Рылов – Спасская в д. Сунгуровой. Или он уже в Сарапуле.
... 1872 г. Первая медаль, присужденная вятскому фотографу...к тому времени переехавшему из Вятки в Сарапул.
> Год начала работы Репина П. П.  не совсем понятен. В литературе информация о нем излагается столь лирически, что понять конкретную дату можно только приблизительно. 1871? 1872?
Петр Платонович Репин... Дело его тянулось до семидесятого года и было отнесено к злостному банкротству...а еще через год скончался и брат — Степан Репин. Вдове его Генриетте Егоровне пришлось расстаться с каменным домом, перебраться с дочерью и племянником в деревянный флигелек.
А сирота Петр Платонович был вынужден выйти из 5 класса гимназии и искать себе какого-то дела. Так в Вятке появился еще один невольник фотографии.

1873 в г. Вятка фотографических заведений.. 5?: 
Продолжал работать
1) Хлебников – Царевоконстантиновская д. Сунгуровой.


Открылись:
2) Давингхоф
3) Маслеников Г. – на Московской ул. в д. Соколова
4) Зеббин И. – ?
?) Репин П. П.  – ?

неизвестна судьба:
?) Банников В. Н.  – ?

Решительно закрылся:
-) Рытвинский
При этом, что странно, у него оказалось два фотографических заведения, и ни одно из них не находилось по адресу "Вятка, ул. Спасская, дом Шукевича". Оба заведения он продал новым владельцам.

5) Московская улица, дом Захарова. Владелец – чиновница Иванова. Управляющий – Буйневич Антон Онуфриевич. Торговая марка «фот. А. О. Буйневич» (штемпельный оттиск на фотокарточках)

6) Бишевский Владислав Ефимович. В 1872 году владелец  бывш. фотоателье Рытвинского И.Ф.  на Московской ул. в доме Рязанцевых.


Памятная книга Вятской губ. на 1873. Ведомость о числе... фотографий...:
Памятная книга Вятской губ. на 1873. Ведомость о числе... фотографий...:

3 комментария :

  1. А разве у Репина отчество не Павлович?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно и Павлович, но есть и альтернативные мнения:
      Рѣпин П. И. Вятка. – Срезневский, 1888
      Рѣпин Петр Павл. - Список типографиям… 1894 г.
      Рева. Мастера Светописи – Петр Платонович Репин… – При этом – “а еще через год скончался и его брат — Степан Иванович Репин.

      Удалить
  2. Нашлись потомки Рылова, которые родом из теперешней Курганской области. Есть фото, сделанное в Вятке.

    ОтветитьУдалить