пятница, 23 сентября 2016 г.

Четыре четырки


Справочник Попова «Российские фотографы (1839-1930»):
ТУККЕР 183-185 Ромуальд Леонардович (Тукер, Tucker R.). Харьков, Екатеринославская ул„ №8 (или  №6, д. Базилевича? – Попов). Потомственный дворянин, житель Варшавы; владелец фотографии «Де Ламитье» в 1892-1897 гг. и с августа 1898-х гг.; в 1897 г. на короткое время продал её Подзорову Ф.Колл, авторов. Фотографы Харьковской губернии 1851-1917. Харьков. 

ПОДЗОРОВ 229 Фёдор Иванович. Харьков, Екатеринославская ул., №8. Крестьянин, купил фотографию у Р. Тукера, открыл её 9 апреля 1897 г. под вывеской «Де Ламитье», работал до августа 1898 г. и продал её тому же Р. Туккеру.
Визитка, оборот: «Фотография Ф. Подзорова, бывшая Р. Тукер (R.Tucker)». Вариант: «F. Podsoroff devant Tucker».Колл, авторов. Фотографы Харьковской губернии 1851-1917.

вторник, 20 сентября 2016 г.

Азарной, Иваницкий, ВР vs ФХГ



По древним фотографам Харькова на сегодняшний день лучшее:
Альбом "Фотографы Харьковской губернии (1851 - 1917)", издательство "САГА" (Харьков). Авторы-составители - С.Голота, А.Парамонов, М. Жур, Аркадий Хильковский. 520 страниц. В альбом вошли 250 фамилий фотографов и названий фотографических заведений Харьковской губернии. Представлено 980 старых фотографий, биографическая информация о фотографах, а также иллюстрации-фотографии губернии.  Стоимость - 500 грн. Тираж - 500 экземпляров.
Плохо то, что 499 экземпляров этой книги достались жадным, неотзывчивым людям, которые не хотят ее отсканировать и выложить в pdf на торренты. Хорошая новость – один экземпляр все же был украден приобретен Поповым, который весь текст из книги включил в свой справочник (и даже снабдил ссылками). И теперь методом обратного инжиниринга этот текст из справочника Попова можно извлечь и подарить миру.

В процессе выковыривания изюма из булки находятся ответы и на некоторые актуальные вопросы, в частности: "Чем плохи справочники "Вся Россия" для составления списков фотографов?", "Почему справочник Попова бесит?", "Чего не хватает для счастья?".

Начнем с буквы "А.
АЗАРНОЙ Фёдор Алексеевич (Азаров). (? - 1926). Харьков, Екатеринославская ул., 6 (д. За­мятина).
Из крестьянской семьи. В Харьков приехал в 1895 г., после трёхлетнего пребывания в каче­стве помощника у Германа Блюма получил в наследство земельный надел в 40 десятин, продал его и на вырученные деньги покупает за 6500 руб. серебром фотографическое заведение на Екатери­нинской ул., д. 6. Владелец фотографии с 6 июля 1898 г. Работал до 1919 г.
(Колл, авторов. Фотографы Харьковской губернии 1851-1917.

Харьков, изд. «Сага», 2008. в дальнейшем – ФоХГ-917)

пятница, 16 сентября 2016 г.

Фотографы-уголовники Российской Империи. Ч1, мелкая кража


Фотографирование политических преступников и порнография для дореволюционного фотографа правонарушение понятное, профессиональное, и, в целом, ожидаемое. Ничего удивительного.

А вот мелкая и крупная уголовка в исполнении мастеров светописи – это малоизученная страница истории фотографии Российской Империи.

БУРЖУА, Александр Константинович
Французский подданный (фотограф), 32 г., родился в г. С -Петербурге;
приговорен Изюмским Мир. Суд. 4 уч, за кражу шубы (во второй раз, по разнородному преступлению),
по ст. 169 Уст. о нак., в тюрьму на четыре месяца.
Приговор обращен к исполнению: 28 Апреля 1875 г.


Французский (!) фотограф-рецидивист (!!) украл шубу (!!!). Шок, видео.

среда, 14 сентября 2016 г.

Фотографы и скрепы

[between 1880 and 1886] Sukhomlin in convict dress (a police photograph) on recto_J.W. Black & Co., 333 Washington St, Boston Subject Headings -  Prisoners--Russia (Federation)--1880-1890
Prisoners--Russia (Federation)--1880-1890 [between 1880 and 1886] Sukhomlin in convict dress (a police photograph) on recto_J.W. Black & Co., 333 Washington St, Boston  

... в Иркутске дамы забросали поэта (Михайлова) венками и букетами. Карточки, на которых он был снят в кандалах, хо­дили по рукам и покупались за огромные цены. Фотограф Петерсон нажился на них. с. 140

На другой день, 2 марта, Костомаров сказал Чулкову, что ему хуже, и потому, по просьбе своего провожатого, был отправлен на гауптвахту, как в свободное казенное поме­щение. Там у него были: проф. С. Назарянц с сыном, прапор­щик Ростовского полка Охотский, доктор того же полка Меншиков, прапорщик Днепровского полка Шостак, конечно, брат Алексей, фотограф Сулов и содержатель нотного магазина Юргенсон. Общество, как видим, довольно разнообразное... с. 294

Дело о фотографическом воспроизведении
революционных реликвий. 
с. 631 - 646

30 октября 1862 г. Спб. обер-полицмейстер ген.-лейт. Анненков сообщил выс. учрежденной следственной комис­сии, что до сведения его дошло, что в столице стали появляться
фотографические рисунки преступного содержания, такие же карточки, не дозволенные в продаже, и снимки с польских про­кламаций. Принятыми, по распоряжению его, мерами дознано, что распространявшее их фотографическое заведение принадле­жало студенту Медико-Хирургической академии Бонифацию Степуту и находится на Выборгской стороне, в д. Воронина; что де­лом этим занимаются сам Степуто, имея у себя работника, кре­стьянского мальчика 17 лет, Ивана Павлова, и проживавший на одной с ним квартире, студент той же академии Иван Бабашинский.

четверг, 8 сентября 2016 г.

фотографические источники по-взрослому


из диссертации « Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии : 1843-1918 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : Идрисова Р. Р.»

Источниковую базу диссертации составили опубликованные и неопубликованные источники, которые можно разделить на следующие группы:
- законодательные и нормативно-правовые акты,
- делопроизводственные документы,
- периодическая печать,
- справочные и статистические издания,
- фотодокументы.

Законодательные и нормативно-правовые акты. К данной группе источников относятся законодательные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи. Деятельность фотографических заведений была рассмотрена в двух аспектах: как объекта, находящегося под цензурным контролем и как хозяйствующая структура. Закон о цензуре 1865 г.39 закрепил вплоть до начала XX столетия порядок открытия, закрытия, а также контроль над деятельностью фотографических заведений.

вторник, 6 сентября 2016 г.

Ё и идеал


Раздел "Ё" справочник Попова «Российские фотографы (1839-1930).  Ровно половина статей в нем лишняя.

О некоторых аспектах государственного регулирования фотографической деятельности

Rzewuski, Walery (1837-1888) [Portret Wincentego Bobrowskiego]  Data powstania dokumentu- [1868-1870]

Фотография для XIX века была ровно тем же, что интернет для XX – новой прорывной технологией создания и обмена информацией. И так же как и интернет, она довольно долго развивалась бесконтрольно.

1) Почти 20 лет с момента появления фотографии в Российской империи (1840) деятельность фотографов не регулировалась вообще никак.

2) Только в 1858 и только в крупных городах фотографические заведения были взяты под контроль государства. Открытие, закрытие, продажа, переезд, совместное содержание, сдача в аренду и пр. Как именно этот контроль осуществлялся не совсем понятно – специальные законодательные документы все еще не были приняты.

Что-то предпринимать, безусловно, было необходимо. Государство внезапно осознало, что оставленные без надзора фотографы расплодились и занимаются сугубыми непотребствами, а именно – снимают голых женщин и политических преступников, а им за это даже штраф выписать невозможно.
Так, казанский губернатор вынужден был обратить внимание на фотографические заведения после получения секретного циркуляра из Особой канцелярии министра внутренних дел. Согласно этому документу при следовании в ссылку в Сибирь политический преступник Гирдвойн во время пребывания в Казани в январе 1865 года сфотографировался в одном из фотографических заведений города вместе со своим конвойным. Министр внутренних дел, найдя подобные снимки недопустимыми, просил казанского губернатора сделать «распоряжения об истребовании подписок от содержателей фотографий в городах Казанской губернии по тракту в Сибирь лежащих, чтобы они не допускали снимать в своих заведениях подобных портретов».
Кроме того, государству хотелось денег. Как и любое торгово-промышленное предприятие, фотография подлежала налогообложению, ее владелец обязан был платить гербовый сбор, промысловый налог и осуществлять иные отчисления в казну. 

3) Первый закон регулирующий деятельность фотографий в идеологической сфере был принят 14 мая 1862 г. и имел робкое название «Временные правила о надзоре за типографиями, литографиями и другими подобными заведениями»
Как и все временное в Российском государстве он действовал следующие 50 лет, обрастая всякими подзакоными дополнениями и уточнениями.

4) В 1863 в трех западных провинцях Российской империи  (Царство Польское, Северо-Западный край и Волынь) полыхнула неслабая заварушка позже получившая название "Январское восстание" (Powstanie styczniowe). Почти 100 лет счастливо пребывавшие под крылом российского орла поляки (внезапно) организовали майдан и с энтузиазмом занялись массовым экстремизмом, сепаратизмом и террористической деятельностью.
По ходу волнений повстанцами активно применялась новейшая информационная технология того времени – фотография. Так, например, снимки якобы убитых, якобы русскими солдатами, якобы мирных демонстрантов.
25 февраля 1861 г. во время демонстраций на Краковском предместье в Варшаве, разогнанных казаками, тела 5 жертв были сфотографированы в студии Karol Beyer. Несколько тысяч фотокопий распространили в качестве эффективных политических листовок. Бейера арестовали в первых числах ноября и депортировали из  Польши (в Сибирь).
5) В общем, фотографы подтвердили худшие опасения государства и за них принялись всерьез.

понедельник, 5 сентября 2016 г.

Судьба пионера

Robert Capa 1947 USSR. Stalingrad. 1947

Любопытная переписка из Центрального архива Нижегородской области, фонд Канцелярии нижегородского губернатора.

Кратко: крестьянин Костромской губернии Макарьевского уезда деревни Малого Шляпина Леонтий Ежов в 1871 году получил разрешение открыть фотодело в селе Городце Балахнинского уезда, позже в г. Семенове, позже в с. Лысково, и опять в Городце.  Все это время он своевременно оформлял разрешения (они давалось на два года). Но в 1877 году фотография Ежова перестала значиться в документах, хотя и продолжала действовать, что внезапно выяснилось пять лет спустя (в 1882-м) в ходе рассмотрения прошения другого претендента на тот же Городец. Власти потребовали от Ежова письменного объяснения этому возмутительному факту, каковое он и дал в длиннейшем письме, где весьма обстоятельно описал быт и нравы бродячих фотографов Российской Империи.

воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Сколько их?

Сравнительная величина важнейших городов, Статистический атлас России А.Ф. Маркса, приложение 10, Санкт-Петербург, 1907 год.

Интересно, а можно ли где-то узнать общее число фотографов-фотоателье Российской Империи?

По отдельным городам и губерниям в некоторые годы кое что находится, а вот есть ли такая статистика в целом по империи с 1840 по 1917?

Единственный официальный и доступный онлайн источник – это СВѢДѢНІЯ
о существующихъ въ Россіи типографіяхъ, литографіяхъ, металлографіяхъ, 
заведеніяхъ, производящихъ и продающихъ принадлежности тисненія, 
фотографіяхъ,  а равно о мѣстахъ книжной торговли, публичныхъ библіотекахъ и общественныхъ Читальняхъ, составленныя по 1-е января 1894 года.

И на момент раннего утра 1-го января 1894 года (в действительности – 1 сентября 1893), как считало Министерство печати, в Российской Империи функционировало 1055 фотографических заведения. Плюс 10-20 проходимцев, вроде гражданина г. Риги Фридриха Людвига Макко действовавших без подобающего разрешения.

Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации : Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи — Санкт-Петербург : А.С. Суворин, 1899. том 1 насчитало в 1899-м году 882 фотографических заведения.

Явно Суворин недоучел где-то полторы-две сотни фотографов.

Попов в своем справочнике «Российские фотографы (1839-1930) декларирует 16.000 тыс. персон и фирм, но у него такая свалка из дубликатов, фотолюбителей, функционеров фотографических обществ и, собственно, фотографов-фотоателье, что число можно назвать очень условно (где-то так 12.000 тыс.) и с погрешностью плюс-минус пара тысяч.

пятница, 2 сентября 2016 г.

Омск, доппельгангер Антонов и Попов


Вот что в справочнике "Российские фотографы" Попова реально бесит, так это болезненная фрагментация всего и вся. Начиная с разделения на три тома (причем первые два разрезаны по центру буквы "М") при отсутствии сквозного поиска. А дальше какую категорию не возьми, она обязательно окажется расчлененной по всем трем томам, а в каждом томе еще по трем-четырем разделам.

четверг, 1 сентября 2016 г.

Список сокращений названий литературы. Spravochnik _Popova


Список сокращений названий литературы и периодики

При ссылках на периодическую литературу после аббревиатуры названия следует год издания (двузначная цифра - издание XIX века, трёхзначная цифра - издание XX века), номер тетради (выпуска) и номер страницы.

4- Ѵ-94Четвёртая фотографическая выставка V отдела ИРТО в Санкт-Петербурге в 1894 г.
5- Ѵ-98Фотографическая выставка, устроенная V отделом ИРТО в Санкт-Петербурге в 1898 г., совпадающая с 20-летием V отдела ИРТО.
А.Антология советской фотографии 1917-1940, М.: Планета, 1986, том I.
АКМ-51Адресная книга гор. Москвы на 1851 год.
АКПГ-17Адрес-календарь Пермской губернии на 1917 г.
АКРМонастыри и Скиты Святой Горы Афон в фотографиях из альбома великого князя Константина Константиновича Романова 1867-1872. М.: изд. «Индрик», 2004.
АлПИЧ«Альбом Пётр Ильич Чайковский», издан в Японии, б. г. (вероятно, 1993 г.).
АРХАрхивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Справочник. М.: «Звенья», 2003.